Идейно-художественное своеобразие повести “Шинель”
Основное значение повести Гоголя для русской литературы состоит в том, что Он показал в ней “маленького человека”, вывел его как главного героя, постарался, чтобы читатель увидел в нем живого человека. Вся последующая русская демократическая литература так или иначе опиралась на гоголевскую традицию (знаменитые слова Достоевского о том, что ” все мы вышли из гоголевской шинели”).
Образ главного героя – Акакия Акакиевича Башмачкина – имеет две стороны. Первая – духовное и физическое убожество персонажа (нельзя жить мечтой о шинели), что сознательно подчеркивается и выводится на первый план.
Вторая – произвол и бессердечие окружающих по отношению к Акакию Акакиевичу (сослуживцы, генерал).
Соотношением первого и второго определяется гуманистический пафос произведения: даже такой человек, как Акакий Акакиевич, имеет право на существование и справедливое к себе отношение.
Похожие сочинения:
- Идейно-художественное своеобразие повести “Капитанская дочка” Идейно-художественное своеобразие повести “Капитанская дочка” Написанию повести предшествовали серьезные исторические изыскания Пушкина. Он был допущен к архивам, путешествовал, беседовал с очевидцами пугачевского бунта. Позже все эти сведения нашли отражение в...
- Идейно-художественное своеобразие повести Белые ночи ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА Ф. М. Достоевский Идейно-художественное своеобразие Жанр произведения определен Достоевским, как “сентиментальный роман”, хотя по форме это повесть. Принадлежит к циклу рассказов и повестей, создававшихся в...
- Идейно-художественное своеобразие повести ПОЕДИНОК Идейно-художественное своеобразие повести Появившись во время русско-японской войны и в обстановке нарастания первой русской революции, произведение вызвало огромный общественный резонанс, поскольку оно расшатывало один из главных устоев самодержавного государства –...
- Идейно-художественное своеобразие повести Появившись во время русско-японской войны и в обстановке нарастания первой русской революции, произведение вызвало огромный общественный резонанс, поскольку оно расшатывало один из главных устоев самодержавного государства – неприкосновенность военной касты....
- Идейно-художественное своеобразие рассказа Палата номер 6 РАССКАЗЫ Идейно-художественное своеобразие рассказа По жанру “Палата номер 6” – скорее не рассказ, а повесть (объем, описательность, повествует об определенном отрезке жизни главного героя). Н. С. Лесков дал следующий отзыв...
- Идейно-художественное своеобразие романа “Герой нашего времени” ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ Идейно-художественное своеобразие романа “Герой нашего времени” “Герой нашего времени” – первый русский психологический роман, то есть произведение, в котором логика повествования определяется не хронологией событий, но логикой...
- Идейно-художественное своеобразие повестей ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА И. С. Тургенев Идейно-художественное своеобразие повестей Повести “Ася” и “Первая любовь” принято объединять общим условным названием “повести о первой любви” (вместе с повестью “Вешние воды”)....
- Идейно-художественное своеобразие романа в стихах “Евгений Онегин” ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН Идейно-художественное своеобразие романа в стихах “Евгений Онегин” Общие замечания: “Евгений Онегин” считается первым реалистическим романом в русской литературе. В романе прослеживается принцип историзма: отражение эпохи в ее тенденциях...
- Идейно-художественное своеобразие рассказов “Черный монах” и “Палата № 6” ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА А. П. Чехов Идейно-художественное своеобразие Рассказов “Черный монах” и “Палата № 6” По жанру “Палата № 6” – не рассказ, а повесть (объем, описательность, повествует...
- ТЕМА “МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА” В ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ “ШИНЕЛЬ” (вариант 1) Повесть Николая Васильевича Гоголя “Шинель” сыграла большую роль в развитии русской литературы. “Все мы вышли из “Шинели” Гоголя”, – сказал Ф. М. Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских...
- Идейно-художественное своеобразие романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” “Преступление и наказание” – это первый в ряду пяти крупных романов Достоевского . В нем раскрылся творческий мир автора, где имеет значение все. Главный герой романа – молодой человек, которого...
- Идейно-художественное своеобразие поэмы АННА СНЕГИНА Идейно-художественное своеобразие поэмы Вся поэма выдержана в элегически-грустном тоне. Поэт вспоминает о своей безвозвратно ушедшей юности, о том, как был весел, о своей первой, безответной любви. Он приезжает в село,...
- Идейно-художественное своеобразие комедии РЕВИЗОР РЕВИЗОР Идейно-художественное своеобразие Комедии “Ревизор” Образ города Образ города в комедии складывается как целостная система. Тремя важнейшими принципами в изображении города являются: 1. Иерархичность (город показан в виде социальной лестницы:...
- Идейно-художественное своеобразие “Маленьких трагедий” ДРАМАТУРГИЯ Идейно-художественное своеобразие “Маленьких трагедий” “Маленькие трагедии” создавались в Болдине в 1830 году, когда в Москве свирепствовала эпидемия холеры (что нашло фактическое отражение в сюжете “Пира во время чумы”). Все...
- Идейно-художественное своеобразие рассказа “Иуда Искариот” Л. Н. Андреев Идейно-художественное своеобразие рассказа “Иуда Искариот” В произведении сказалось отрицательное отношение Андреева к христианской религии: евангельская история получает нетрадиционную трактовку. Сам писатель называл “Иуду Искариота” “нечто по психологии,...
- Идейно-художественное и жанровое своеобразие комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” …Высокая комедия не основана Единственно на смехе, но на развитии Характеров, и что нередко она близко Подходит к трагедии. А. С. Пушкин “Горе от ума” – уникальное произведение русского реализма....
- Идейно-художественное своеобразие “Повестей Белкина” Идейно-художественное своеобразие “Повестей Белкина” “Повести Белкина” задуманы как пародия на каноны романтической литературы. Пушкин берет расхожие романтические сюжетные штампы и “переворачивает” их. Конфликт в “Станционном смотрителе” нарочито банален. Военный заезжает...
- Идейно-художественное своеобразие драмы “Гроза” Идейно-художественное своеобразие драмы “Гроза” Метод – реализм. А) “Гроза” как произведение 60-х гг. XIX века (см. ниже). Б) Типические характеры в типических обстоятельствах, социальные типы (смотри пункт “Город Калинов и...
- Идейно-художественное своеобразие поэмы ХОРОШО! Идейно-художественное своеобразие поэмы Построение и язык поэмы призваны утвердить новую форму, соответствующую ритму и содержанию новой жизни (1 глава). Поэт хочет воспеть событие эпического масштаба, но событие это в его...
- Идейно-художественное своеобразие “Слова о полку Игореве” Автор “Слова…” неизвестен. Нашел это произведение знаток русской словесности Мусин-Пушкин. Вероятнее всего, это был не оригинал, а его более поздняя копия, которая погибла во время пожара в Москве в 1812...
- Идейно-художественное своеобразие пьесы ВИШНЕВЫЙ САД Идейно-художественное своеобразие пьесы 1. Тема прошлого, настоящего и будущего России. Тема прошлого связана с образами Раневской, Гаева, Симеонова-Пищика, Фирса. Их отягощает наследие крепостничества, при котором они выросли и в условиях...
- Идейно-художественное своеобразие поэзии Ф. И. Тютчева Поэзия Ф. Тютчева – “поэзия мысли”, “философская поэзия”, “поэзия космического сознания”. Важнейшая тема для Тютчева – хаос, заключенный в мироздании, это непостижимая тайна, которую природа скрывает от человека. Тютчев воспринимал...
- Идейно-художественное своеобразие рассказов ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА А. П. Чехов Идейно-художественное своеобразие рассказов Центральной идеей рассказов Чехова является история опошления человека под воздействием окружающей жизни, социальной среды. Люди, сформировавшиеся в условиях бездуховности...
- Идейно-художественное своеобразие драматургии Л. Н. Толстого Драматургия Толстого неоднородна как по способам обрисовки явлений жизни, так и по своему художественному качеству. “Власть тьмы”, “Плоды просвещения”, “Живой труп” составляют ярчайшую страницу в истории русской и мировой драматургии....
- Идейно-художественное своеобразие поэмы ДВЕНАДЦАТЬ Идейно-художественное своеобразие поэмы Поэма была написана в 1918 году, сразу после революционных событий. В поэме отразились как реальные события, которым Блок был свидетель (суровая зима 1918 года, костры на улицах,...
- Идейно-художественное своеобразие рассказа Ионыч РАССКАЗЫ Идейно-художественное своеобразие рассказа Автор изображает духовную деградацию личности. Общая атмосфера в городе С. располагает к однообразной, беспросветной жизни. Даже жизнь “образованной и талантливой” семьи Туркиных на удивление монотонна (одни...
- Идейно-художественное своеобразие стихотворения И. С. Тургенева “Повесить его!” Тургеневские стихотворения в прозе, которые сам писатель называл “старческими”, – своеобразный итог его переживаний, размышлений, духовных исканий. Имея простую форму, подчас незамысловатый сюжет, все эти произведения имеют глубокий философский смысл....
- Идейно-художественное своеобразие “Песни о Буревестнике” и “Песни о Соколе” Идейно-художественное своеобразие “Песни о Буревестнике” и “Песни о Соколе” Жанр произведений определен как песня. Это указывает на их лиро-эпический характер. Однако обе песни обладают другими жанровыми признаками – в них...
- Идейно-художественное своеобразие романа ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ Идейно-художественное своеобразие романа Центральный образ романа – Родион Раскольников. Его преступление – индивидуалистический бунт против порядков окружающей его жизни. Его теория основывается на том, что общество и человек по сути...
- Идейно-художественное своеобразие поэмы Маяковского “Хорошо!” В своей автобиографии “Я сам” В. Маяковский отмечал: “Хорошо” считаю программной вещью”. Поэма писалась в 1926-1927 годах и называлась первоначально “Октябрь”, потом “25 октября 1917 г.”. Заглавие “Хорошо!” было дано...