Идейно-художественное своеобразие повести “Капитанская дочка”
Написанию повести предшествовали серьезные исторические изыскания Пушкина. Он был допущен к архивам, путешествовал, беседовал с очевидцами пугачевского бунта. Позже все эти сведения нашли отражение в “Истории пугачевского бунта”, написанной Пушкиным в виде хроники. В художественной форме тема воплотилась в “Капитанской дочке”.
По жанру “Капитанская дочка” – историческое повествование в форме “семейственных записок”, в ней есть черты и
Восстание показано глазами противника восставших. Честь Гринева не позволяет ему написать неправду, поэтому он излагает события непредвзято, не идеализируя восставших, – тем весомее его свидетельство честного противника. Причины восстания носят объективно-исторический характер: толпы колодников, которые видит Гринев, подъезжая к Оренбургу; изуродованный башкирец. По сравнению с “Дубровским” в “Капитанской дочке” по-новому осмысляется роль личности предводителя восстания. Пугачев – мужик, не романтический герой (речь, портрет, сон Гринева, сцена казни). Образ не однозначен (жестокость Пугачева соседствует с великодушием по отношению к Маше, решимость сочетается с осознанием обреченности восстания). Пушкин не скрывает, что Пугачева поддерживали широкие массы народа, которые не могли состоять из одних злодеев. Образ народного вождя Пугачева, народно-поэтического идеала доброго справедливого царя, противопоставлен бездарности царских генералов (военные советы в Белогорской крепости и Оренбурге). Образ Пугачева создается и при помощи фольклорных элементов (песня “Не шуми, мати зеленая дубровушка”, калмыцкая сказка об орле и вороне).
Позиция автора глубже и историчнее позиции Гринева, которому не все дано понять. Пушкин объясняет, что жестокость со стороны восставших мотивирована изначальной жестокостью со стороны правительства, – читатель углубляется в исторические причины восстания. Гриневу не понятно стремление народа к свободе, а Пушкин понимает освободительную стихию восставших.
Каждой главе повести предшествует эпиграф. Многие эпиграфы взяты из народных песен (глава “Вожатый” – что создает поэтический настрой при восприятии образа Пугачева: “Сторона ль моя, сторонушка, сторона незнакомая! Что не сам ли я на тебя зашел, что не добрый ли да меня конь завез: завезла меня, доброго молодца прытость, бодрость молодецкая и хмелинушка кабацкая”; эпиграф к главе “Пугачевщина” настраивает читателя на торжественный, трагический лад – “Вы, молодые ребята, послушайте, что мы, старые старики, будем сказывати”; ирония Пушкина по отношению к своему герою прослеживается в эпиграфе к 1-й главе : “- Был бы гвардии он завтра ж капитан. – Того не надобно; пусть в армии послужит. – Изрядно сказано! пускай его потужит… Да кто его отец?”; общий эпиграф ко всей повести – “Береги честь смолоду” – перекликается с напутствиями отца, которые тот дает сыну, отправляя его на службу).
Идейно-художественное своеобразие повести “Капитанская дочка”