РЕВИЗОР
Идейно-художественное своеобразие
Комедии “Ревизор”
Образ города
Образ города в комедии складывается как целостная система. Тремя важнейшими принципами в изображении города являются:
1. Иерархичность (город показан в виде социальной лестницы:
Городские низы (мещане), купцы, городские помещики, чиновники, городничий);
2. Универсальность (Гоголь нарисовал город обычный, типичный);
3. Энциклопедичность (отражены практически все стороны жизни русского города, многие стороны жизни России, все классы и
В теме Петербурга, связанной с образом Хлестакова, художественное обобщение достигает наивысшей силы, иерархическая лестница достраивается до самого верха. Автор не ограничивает сатиру уездным городом, а раздвигает границы ее до общероссийского масштаба. Центральное место в изображении города занимают образы чиновников.
Характерные черты чиновничества:
1. Взяточничество: а) Ляпкин-Тяпкин берет взятки борзыми щенками, б) Письмо друга городничего: “Так как я знаю, что за тобою, как за всяким, водятся грешки, потому, что ты человек умный и не любишь пропускать того, что плывет в руки”. в) Сцена дачи взяток Хлестакову.
2. Казнокрадство: а) Земляника: “Чем ближе к натуре, тем лучше, лекарств дорогих мы не употребляем. Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет”, б) Церковь, которую растащили по частям.
3. Грубый произвол: а) Отношение городничего к купцам. “Придет в лавку и, что ни попадет, все берет… А попробуй прекословить – наведет к тебе в дом целый полк на постой”, б) Отношение к слесарше и унтер-офицерше, в) Почтмейстер распечатывает письма. “Это я делаю не то чтоб из предосторожности, а больше из любопытства: смерть люблю узнать, что есть нового на свете”.
Единственным положительным героем комедии является смех.
Чернышевский Н. Г.:
“Начиная с Гоголя, критика становится полностью художественной”. Комическое у Гоголя построено на внутренних противоречиях, а не на обличениях со стороны; в комедии нет положительного героя-обличителя. В задачу Гоголя входило вскрыть противоречия между внешней значительностью и внутренней ничтожностью (образ городничего).
Средства сатирической типизации :
1. “Ситуация ревизора” – это ситуация страха, влекущая за собой саморазоблачение и взаиморазоблачение персонажей.
2. Речевые характеристики: а) Крылатые выражения (“легкость мысли необыкновенная”, “да”, – сказали мы с Петром Иванычем” и проч.), б) Алогизмы (“больные выздоравливают, как мухи”), в) Гипербола в сцене вранья Хлестакова (арбуз в семьсот рублей, суп в кастрюльке из Парижа, 35 ООО одних курьеров и т. д.).
3. Говорящие фамилии (Ляпкин-Тяпкин, Держиморда).
4. Комичные ситуации (падение Бобчинского, Городничий надевает футляр вместо шляпы).
5. Парные персонажи (Бобчинский и Добчинский).
6. Любовная интрига носит пародийно-комический характер.
7. Непосредственное выражение авторской позиции: а) Замечания для господ актеров: “Особенно должны обратить внимание на последнюю сцену. Последнее произнесенное слово должно произвесть… потрясение на всех разом, вдруг”, б) Авторские ремарки (“в сторону”, “вразмышлении”, “поднося бумажки”, “принимая деньги”), в) Немая сцена дана в виде описательного текста. Ее смысл: Божий суд, суд истории над чиновниками, авторский суд. Хотя Гоголь точно не определяет смысл сцены в тексте, очевидно, что ее идея связана с неотвратимостью возмездия и с верой автора в торжество справедливости.
Комедия “Ревизор” является произведением критического реализма. В ней ярко изображена эпоха 30-х гг. XIX в, показаны типические характеры в типических обстоятельствах. Особенности гоголевской сатиры – пафос социальности и пафос отрицания.
Жанровое своеобразие комедии:
Драматического конфликта как такового в “Ревизоре” нет. Гоголя интересует комедия, как нравоописательный жанр, как сатирическое произведение. Любовная интрига отодвинута на третий план. Принято считать “Ревизор” комедией общественно-политической.
Конфликт в комедии:
По традиции выделяют внешнюю и внутреннюю сторону конфликта. Внешний: между Хлестаковым как ревизором и чиновниками города. Взаимоотношения героев основаны на недоразумении, а не на глубоких противоречиях между ними. Эта сторона конфликта очень важна для общего построения произведения. Внутренний: между властью и народом. Гоголь стремится показать, что все злоупотребления и крайности не соответствуют идеалу человека и общества. Важнейшей художественной задачей автора стало сорвать маску с “благонамеренных лиц”.
Идейно-художественное своеобразие комедии РЕВИЗОР