Идейная борьба на страницах романа “Преступление и наказание”

Роман Достоевского “Преступление и наказание” – это произведение, посвященное тому, как долго и трудно шла через страдания и ошибки мятущаяся душа человека к постижению истины. Родион Раскольников – это совсем необычный преступник. Свое преступление – убийство старухи-процентщицы – он совершает под влиянием созданной и выстраданной им системы идей, рассматривая преступление как своеобразный социально-психологический эксперимент, который должен подтвердить верность его теоретических выводов.

Поэтому психологический

анализ состояния преступника до и после совершения убийства неразрывно слит в романе с анализом философской теории Раскольникова. Но мотивы его преступления кроются не только в теории “сильной личности”, ай в социальных условиях жизни общества.

Преступление – сама жизнь общества, где царит зловещая власть денег, где все продается и покупается и принимает приличную форму законного беззакония, – общества, где почти каждый стоит перед необходимостью “переступить” нормы морали, по-своему “переступили” их Раскольников, Лужин, Свидригайлов.

Сложнейшая идейная борьба нашла свое отражение на страницах романа. Г. А. Фадеев писал: “При ограниченном числе действующих лиц в романе кажется, что в нем тысячи и тысячи судеб, – весь старый Петербург виден под этим неожиданным ракурсом. Идеи столкнулись лбами”. Теория “сильной личности”, теория жизни дельцов и карьеристов, модные идеи прогрессистов, устроителей коммун, где явственно прослеживается полемика с Чернышевским; наиболее близкая автору мысль о счастье через страдание, терпение, веру – вся эпоха со сложнейшей идейной борьбой, страстными спорами о будущем своей страны нашла отражение в “Преступлении и наказании”.

Носителями этих идей стали яркие, удивительно отточенные образы Раскольникова, Сони, Лужина, Свидригайлова, Лебезятникова. “Знамением времени”, выражением идейных и нравственных знаний, характерных для значительного числа представителей молодого поколения – прежде всего из городской разночинской среды, считал автор теорию “сильной личности”. В первых двух частях книги писатель прослеживает те условия, в которых могла зародиться подобная идея. Особенно тонко написал Достоевский психологический портрет Раскольникова. Это одаренный от природы, честный и смелый человек. Работа мысли героя сложна и противоречива, доставляет ему массу страданий.

Он болезненно горд, самолюбив, считает себя исключительной личностью. Раскольников весь поглощен идеей самостоятельно найти выход из социальных и духовных тупиков общества. Итак, сначала было Слово.

Словом, была статья Раскольникова, где, размышляя о причинах существующего неравенства и несправедливости, он приходит к выводу о существовании различия между двумя разрядами людей – “обыкновенными” и “необыкновенными”. Первые – абсолютное большинство – материал, “служащий единственно для зарождения себе подобных”, люди, живущие в послушании. Вторые – “собственно люди” – те, кто имеет дар или талант сказать “новое слово”. Все они в большей или в меньшей мере преступники. Действительно, в науке, искусстве, политике каждый незаурядный человек переступает через сложившиеся нормы.

Именно за этими людьми будущее, они “двигают мир и ведут к цели”. Раскольников считает, что во имя своей идеи, во имя лучшего они имеют моральное право на преступление, на кровь, на убийства. Естественно, что герой вынужден сам задуматься над вопросом: а кто я? “Тварь я дрожащая или право имею?” Жизнь поставила Раскольникова перед необходимостью твердо сказать “да” или отречься от своей преступной идеи.

Здесь и письмо матери, и страшные уличные сцены, и рассказ о Соне.

За Словом идет Дело – убийство старухи. Кроме ростовщицы, убитой “по плану”, Раскольников убивает – “случайно” – Лизавету. “Случайно” его вину берет на себя Миколка – еще одна едва не загубленная жизнь. “Случайно” из-за преступления сына сходит с ума и умирает мать героя. Раскольников – матереубийца. Невольный?

Конечно. По чувству – невольный. А по “теории двух разрядов”?

И не ведала мать, что, читая статьи Роди, приговор она себе читала смертный.

В довершение ко всему жизнь сталкивает Раскольникова с ненавистными ему людьми – Лужиным и Свидригайловым. А по лужинской теории “людей можно резать”, но и по теории Раскольникова тоже. Оказывается, что Лужин и Раскольников – одного поля ягоды. Теория Лужина освобождает человека от ложной идеи любви к другим людям, от сознания долга личности перед обществом. Отбросив всякую мораль, она провозглашает, что единственная обязанность человека – это забота о “личном интересе”, который должен стать гарантией “всеобщего преуспеяния”.

Ненавистен и гадок Лужин читателям, а Раскольников как бы уже не имеет морального права презирать Лужина? И сам герой понимает это! Раскольников пытается обмануть самого себя, найти в ужасной своей теории правую сторону – “хотел добра людям”. Ради добра убивает Родион Лизавету! А подвернись на месте Лизаветы Соня, мать, сестра?

Убил бы? И вот уже трескается монолитная его теория. За помощью обращается Раскольников к Соне, но “слабень-

кая” и “немудрая” Соня не понимает его “высокой идеи”, опровергает ее. Именно Соня станет спасением для души Родиона. Она разрушает, уничтожает неопределенность и смятение его духа. Не случайно, что в день воскрешения убитой души Родиона звучит тема солнца, которое, казалось, погасло для него навсегда. Вместо ночных кошмаров – весеннее утро.

Вместо гроба – “облитая солнцем необозримая степь”.

Достоевский не показывает нравственного воскрешения Раскольникова, потому что роман не о том. Задача писателя состояла в том, чтобы показать, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной и преступной может быть эта идея. Поэтому жизнь по теории строить нельзя. “Живой процесс жизни” всегда опровергает идею, теорию; логика жизни всегда победит. Опровергнута “живым процессом жизни” и идея Раскольникова: “Вместо диалектики наступила жизнь, и в сознании должно было выработаться что-то совершенно другое”. Таким образом, в эпилоге линия событийной борьбы доведена до развязки, отношения Раскольникова с каторжными дошли до возможности трагического конца, идея Раскольникова о праве сильной личности на преступление против нравственных норм жизни оказалась абсурдной.

Жизнь победила теорию. Исход: начать новую жизнь.

Почему же книга Достоевского популярна и в наши дни? Почему она все так же волнует умы и сердца современных читателей?

Скорее всего потому, что мысли и идеи, заложенные Достоевским в “Преступлении и наказании”, актуальны и в наши дни. Множество современных и молодых людей частенько задают себе такие же вопросы, какие задавали себе герои “Преступления и наказания”. Множество людей, живущих в XX веке, стоят перед выбором: двигаться ли “по пути наименьшего сопротивления”, приняв за истину то, с чем легче всего жить, или через страдания и ошибки, борьбу и неудачи, то есть тем же путем, по которому вел Достоевский своего героя, пробиться к тому единственному и вечному, что называют Истиной. Особенно актуальны идеи Достоевского в наше время, когда обезумевший мир шаг за шагом приближается к гибели не только духовной, но и физической. Что же спасет мир?

Да и есть ли у мира надежда на спасение? На этот вопрос еще в XIX веке ответил Достоевский: “Красота спасет мир!”



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Идейная борьба на страницах романа “Преступление и наказание”