ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ РОМАНА – НАРОД (по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”)

ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ РОМАНА – НАРОД (по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”)

Л. Н. Толстой указывал, что в создании “Войны и мира” его вдохновляла “мысль народная”, имея в виду народное значение Отечественной войны 1812 года. “Война и мир” – это и национальная эпопея о подвиге русского народа в войне 1812 года, и дворянская “семейная хроника”, и роман о годах молодости декабриста. Великий художник воссоздал в своей эпопее национальный облик русского народа, передал исторические черты крепостного крестьянства, составлявшего

большинство нации, раскрыл содержание и формы проявления основного социального конфликта крепостной эпохи.

Платон Каратаев и богучаровские мужики, издавна отличавшиеся бунтарскими настроениями, – вот два полюса в историческом облике крестьянства крепостной эпохи. Галерея народных типов в “Войне и мире” богата и многообразна, при этом типов, воплощающих в себе активное начало, смелость, удальство, в романе явно больше, чем смирных ц покорных. Каратаевщине как воплощению смирения и покорности в романе противостоит не только партизан Тихон, но и вся народная Россия, которую благодарит Кутузов и которая, как это показывает Толстой, в 1812 году совсем не отличалась пассивностью и смирением.

Огромный вклад в победу вносит партизанское движение, эта “дубина народной войны”, которой русский народ гвоздит “врагов до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменяется презрением и жалостью”. По мнению Толстого, главным двигателем войны является дух войска, “то есть большее или меньшее желание драться и подвергать себя опасностям всех людей, составляющих войско, совершенно независимо от того, дерутся ли люди под командой гениев или не гениев, в трех или двух линиях, дубинами или ружьями, стреляющими тридцать раз в минуту. Люди, имеющие наибольшее желание драться, всегда поставят себя в наивыгоднейшие условия для драки”. “Партизаны уничтожали Великую армию по частям. Они подбирали те опавшие листья, которые сами собой сыпались с иссохшего дерева – французского войска, и иногда трясли это дерево… Были партии, перенимавшие все приемы армии; были одни казачьи, кавалерийские; были мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи, никому не известные”. Партизанская война причиняла вред огромного масштаба врагам.

Толстой не прошел мимо тех бунтарских настроений, которые возникали на почве крепостного права, они отражены в эпизоде богучаровского бунта.

Вслед за Пушкиным Толстой исторически верно воссоздает психологические черты стихийного крестьянского выступления с его бурным подъемом и таким же неожиданным спадом при первой неудаче, резкими переходами от возмущения к привычной покорности начальству. В сцене столкновения Николая Ростова с крестьянами в усадьбе княжны Марьи Толстой правдиво показывает противоречия между чувством вражды к барину и привычной покорностью ему, забитость крестьянина как черту крепостничества и пробуждение в нем в ходе бунта чувства собственного достоинства.

Толстой правдиво отмечает социальные противоречия в самой крестьянской среде между ее верхушкой в лице старосты Дрона, который столько лет мир поедом ел, и крестьянской массой, а также веками накопленное недоверие крестьян к помещикам, отчетливо проявившееся в сцене объяснения княжны Марьи с мужиками. Присущие богучаровцам черты патриархального крестьянства – незрелость, мечтательность, мягкотелость и благодушие в своем развитии приводят к всепрощению, к непротивлению злу насилием. Идеальное выражение этих черт Толстой дал в личности Платона Каратаева. В лице Платона Каратаева Толстой подчеркивает смирение и покорность. Каратаевщина в смысле обреченности человека его судьбе была связана с той философией фатализма, которой пропитаны публицистические рассуждения Толстого в романе. Но Каратаев – не “искусственно сконструированный” юродствующий мужичок, его образ воплощает вполне реальную сторону нравственного и психологического облика русского патриархального крестьянства крепостной и пореформенной России.

Простые армейские офицеры Тушин и Тимохин.- тоже представители народной России и по своему происхождению, и по складу характера, и по своему миросозерцанию. Они – прямые потомки пушкинского капитана Миронова, родные братья лермонтовского Максима Максимыча. Выходцы из народной среды, люди, не имевшие никакого отношений к “крещеной собственности”, они по-солдатски смотрят на вещи. Их незаметный, но подлинный героизм был естественным проявлением их нравственной натуры, как и повседневный обычный героизм солдат и партизан. Тушин и Тимохин – воплощение народнонациональной стихии, они выражают собой самую сущность русской армии.

Великий русский полководец Кутузов, разделивший судьбу нации вместе с солдатами на Бородинском поле, произносит слова “чудесный, бесподобный народ!”. Толстой любил и уважал в Кутузове “простоту, добро и правду”, христианскую душу, мудрость и отеческое отношение к солдатам.

По словам писателя, он “больше всего в романе любил мысль народную” – самую главную, основную и любимую его мысль. Эта мысль живет в каждом герое, каждой сцене, каждом эпизоде, каждой детали романа. Народ у Толстого – не просто большая группа людей, а единое и неделимое целое, одухотворенное своей собственной жизнью, своими мыслями, целями, качествами. По мнению автора, “мысль народная” и была главной причиной победы русского народа в Отечественной войне 1812 года: единство народа в борьбе с завоевателем, его огромная непоколебимая сила своей громадой опрокинула врага и заставила его бежать.

Причина победы – в справедливости войны против врагов, в готовности каждого русского человека встать на защиту родины, в народной любви к своему отечеству.

Единодушный порыв русских людей против завоевателей становится ярче и сильнее на фоне изображенного Толстым высшего света, многие представители которого не понимают опасности и того трудного положения, в котором находится народ, не видят или не хотят видеть, как единодушно народ поднимается на борьбу с захватчиками. Вот “мысль народная” в действии: “Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил; с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие”.

Русский народ обладает великой нравственной силой, несет с собой простую гармонию, простую доброту, простую любовь, несет истину. И нужно жить с ним в единении, чтобы излечить свою душу и созидать новый счастливый мир – российский мир.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)

ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ РОМАНА – НАРОД (по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”)