“Герой”, “действующее лицо”, “персонаж” – такие, казалось бы, похожие определение. Однако в сфере литературоведения эти понятия различаются. “Персонажем” может быть как и эпизодически появляющийся образ, так и субъект, которого автор не наделил отличительными чертами. Например, в городе Глупове у Салтыкова-Щедрина показаны именно персонажи – оболочки, лишенные внутреннего составляющего.
В пьесах обычно дан список действующих лиц, указывающий на то, что “действующие лица” должны действовать, то есть совершать
Почему же именно ее автор делает главной героиней драмы “Гроза”? Что хотел показать драматург, отобразив именно такой характер?
Пьеса была написана в 1859 году, а уже в 1861 было отменено крепостное право. Казалось бы, учитывая роль литературы и театра, пьеса должна была быть посвящена проблемам крестьян. Но в “Грозе” об оппозиции крестьянин – барин не сказано практически ни слова! Почему же пьеса была актуальна в то время и почему ее актуальность нисколько не уменьшилась сейчас? Перед написанием “Грозы” Островский совершил экспедицию по Волге, целью которой было изучение обычаев местных жителей.
Нельзя отрицать того, что писатель не видел печальное и безвыходное положение крестьянства, но в “Грозе” конфликт неравенства перерастает в борьбу свободы и застоя, в противостояние света и тьмы. Для выражения подобных идей нужен был сильный персонаж, но для придания конфликту остроты и в то же время некой возвышенности и вместе с тем роковой обреченности главной героиней “Грозы” становится девушка.
“Луч света в темном царстве” – так называл Катерину Кабанову критик Добролюбов. Катя противопоставлена остальным действующим лицам трагедии. Ее отличает отсутствие безропотного и слепого подчинения сильным мира того. Дело в том, что в городе Калинове живут не по законам христианства, даже не по законам общего сосуществования, а по каким-то извращенным, изуродованным правилам.
Власть принадлежит тем, у кого есть деньги. Условно говоря, сила влияния прямо пропорциональна накопленному капиталу. Калиновцы к такому совершенно привыкли, как и к тому, что купцы на них наживаются, обманывают и обсчитывают.
Из Дикого и Кабанихи люди сделали некий неприкосновенный образ, идола, чуть ли не бога. Катерине все это чуждо. Можно сказать, что такие высокие моральные принципы заслуга исключительно девушки. Островский ничего не упоминает о получении Катей какого-либо образования, воспитывалась девушка в типичной христианской семье, где учили уважать старших и слушаться мужа. Тем не менее до замужества в Кате было сильно внутреннее ощущение свободы, чувство, что все должны быть равны и поступать “по совести”.
Девушка была очень религиозна. Это видно в ее монологах: “А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облако, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют”. Она исполнена лиризмом и “повышенным чувством жизни”. Именно христианская мораль в ее оригинальном виде так сильно повлияла на формирование Кати как личности. На этом стоит сделать акцент: Катерину, в отличие от других действующих лиц произведения, можно назвать личностью, человеком.
Катерина не может смириться с существующими нормами, жить по тем правилам. Ей больно думать о том, что она может соврать. Кроме того, девушку пытается сломить свекровь с характером диктатора. Кабаниха всячески оскорбляет Катю, показывая перед Тихоном “неправильность” жены.
Например, Марфа Игнатьевна с полной уверенностью обвиняет Катю в изменах, хоть и знает, что это ложь. Катя не игнорирует нападки свекрови, а отвечает ей. Девушка обращается к Кабанихе на ты, хоть та вдвое старше ее. Таким образом Катя защищает себя и свое право на равное сосуществование со свекровью.
Девушка вежливо подчеркивает, что слова Кабанихи – ложь, что пагубно влиять на Тихона Катя не будет, а к Марфе Игнатьевне, несмотря на ее истерики, она относится с уважением. Так говорить может только по-настоящему сильный, ответственный и разумный человек.
К сожалению, Катя понимает, что жить в таком мире больше не сможет. Выхода действительно нет. Пороки, присущие жителям Калинова, есть повсеместно, Кате некуда бежать.
И ни в Москве, ни в другом городе девушка не сможет жить так, как хочет.
Героиня “Грозы” Островского принимает тяжелое решение. Она уходит из жизни не победив “темного царства”, но и не став побежденной.
Главная героиня “Грозы” Островского