ГИПЕРБОЛИЗАЦИЯ В “ПЕСНИ О РОЛАНДЕ”
1 вариант
“Песнь о Роланде” – величайший поэтический памятник французского народа. Ее автором считается некий гениальный поэт Турольд, а вопрос об истоках “Песни…” и до сих пор остается не до конца разрешенным. Одни исследователи считают поводом к созданию произведения поход Карла Великого против мусульманского правителя Абдеррахмана. Другие полагают, что сказание основано на легендах о доблестном рыцаре Роланде. В настоящее время принято считать, что в основу “Песни о Роланде”
В героическом эпосе средневековья отображаются исторические события прошлого и воспеваются подвиги героев-богатырей, но, в отличие от древнего героического эпоса, в меньшей степени используются сказочно-мифологические мотивы. Для героического эпоса характерно усиление патриотических мотивов, обусловленное борьбой с захватчиками, тесная связь с народным эпосом: заимствование сюжетов народных легенд, повторов, постоянных эпитетов, гипербол. Главный герой эпоса остается носителем героических черт защитника народа, но его психологическая характеристика становится гораздо глубже.
Древние легенды идеализировали образ воина Роланда и наделили его героическими чертами. Гипербола – литературное преувеличение – часто встречается в “Песни о Роланде”. Роланд наделен недюжинной силой, отвагой и мужеством.
Гордый Роланд отказался звать на помощь Карла – честь героя, так, как он ее понимал, не позволяла ему унизиться до этого, что было ошибкой. Это гиперболизированное понимание Роландом чести. В результате Роланд потерял своих лучших воинов и погубил друзей. Верность долгу у Роланда – превыше всего.
Без устали разыскивает он павших в бою товарищей:
Роланд на месте битвы павших ищет,
По склонам гор он ищет и в долине…
Несет их одного он за другим…
Герой готов смело и бесстрашно бороться за свою страну и своих товарищей:
Я не оставлю вас в разгаре битвы.
Давайте ж снова мы врагов разить!
Роланд, как настоящий герой, не боится смерти и готов умереть во имя родной Франции:
…он не оробел,
Врагов не устрашился перед смертью.
Умирая, “подняться на ноги он все же смог” и смог ударить
О камень десять раз своим мечом
И каждый раз, не согнут и не сломан,
От камня меч отскакивал со звоном.
Долг рыцаря – смело сражаться до последней минуты за своего короля, за свою отчизну. Сражаться, сохраняя мужество, гордость и честь, рука об руку со своими товарищами. Сражаться, сохраняя твердость духа и верность своей стране.
Со временем исторические события в “Песни о Роланде” стерлись из памяти людей и изменились. Баски заменены “неверными” сарацинами (арабами), испанский поход Карла, начавшийся и закончившийся в 778 году, превратился в семилетнюю войну. Франки оказываются жертвой низкого предательства графа Ганелона, который свои личные интересы ставил выше безопасности соотечественников.
Преступному эгоисту Ганелону в поэме противопоставлен беззаветно преданный императору и “милой Франции” Роланд. Но в веках и все отрицательные черты героя стерлись, остались лишь положительные и героические. Это работа истории – отсеивать все ненужное и оставлять главное, конечно, преувеличивая подвиги и геройства.
2 вариант
“Песнь о Роланде” – древнейший памятник французского героического эпоса. Исследователи считают, что народные сказания о Роланде – племяннике короля Карла Великого – были собраны, обработаны и записаны неизвестным автором.
Поводом для создания этой эпической поэмы послужило вмешательство Карла Великого в междоусобные распри мусульманской Испании. Сюжет “Песни…” построен в основном на двух темах: это рассказ о борьбе против сарацин и рассказ о феодальной мести, в результате которой был предательски убит Роланд, истребитель язычников. Это печальное событие произошло в Ронсевальском ущелье, в Пиренеях, а виновником гибели французского отряда был предатель Ганелон, отчим Роланда. В “Песни о Роланде”, как это характерно для героического эпоса, широко используется гипербола – вид тропа, в основе которого лежит преувеличение характерных свойств или черт предмета, явления или действия для более выразительного художественного изображения.
Например, в поэме рассказывается, что у короля Карла – “стотысячная рать”. Гипербола используется здесь, чтобы показать могущество короля, любовь к нему воинов, которые спешат собраться под его знаменами. Гипербола заметна и в описаниях подвигов Роланда и его рати. Роланд изображается как лучший из рыцарей Карла. Когда он начинает бой, враги падают десятками и сотнями.
Наделенный сверхчеловеческой силой, Роланд, даже смертельно раненный, приносит с поля боя тела убитых товарищей, ранит насмерть язычника, посягнувшего на его меч, и сам этот меч пытается разбить о камень. Свойства меча также гиперболизируются. В рукоятке у него “святыня не одна заключена”, его невозможно уничтожить:
Мечом по камню граф ударил.
Со звоном меч от камня отлетает,
Но невредима и не гнется сталь.
Роланд увидел: не сломить меча.
Рыцарь обращается к своему мечу как к живому, вспоминая свои сражения, увенчанные победами:
… я разных стран немало
С тобою королю завоевал…
“Песнь о Роланде” приобрела большую популярность во Франции и во всем мире. Это настоящий шедевр фольклорной литературы.
ГИПЕРБОЛИЗАЦИЯ В “ПЕСНИ О РОЛАНДЕ”