ГАРМОНИЯ И КРАСОТА ПРИРОДЫ
(по стихотворению М. Ю. Лермонтова “Три пальмы”)
1 вариант
М. Ю. Лермонтов – выдающийся поэт-лирик, посвятивший множество своих произведений воспеванию гармонии и красоты природы. Одним из них является стихотворение “Три пальмы”.
В голой, бесплодной, жаркой пустыне пальмы олицетворяют собой надежду. Щедро и великодушно дарят они усталым путникам прохладу и живительную влагу родника, который долгие годы сохраняют от высыхания.
Пальмам очень важно чувствовать себя полезными, поэтому
“На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?..
Ничей благосклонный не радуя взор?..”
Приход нового каравана очень обрадовал гостеприимные деревья. Но их щедрость и бескорыстие не тронули злых и неблагодарных людей: они срубили пальмы, чтобы погреться у костра. На следующее утро странники ушли, и вместе с ними исчез райский уголок:
И ныне все дико и пусто кругом –
Не шепчутся листья с гремучим ключом…
Я думаю, что во всех своих действиях человек должен руководствоваться здравым смыслом, а не эгоизмом и сиюминутными прихотями. Ведь от нас зависит, какой увидят Землю наши потомки, – цветущим садом или выжженной пустыней.
2 вариант
Читая произведения М. Ю. Лермонтова, всегда глубоко задумываешься над его поэзией и бесконечно восхищаешься его талантом, умением красиво и точно передать важные и нужные мысли. Пейзажная лирика раскрывает еще одну грань раздумий поэта – о роли природы в духовной жизни человека, о гармонии и красоте природы и человека. В стихотворении М. Ю. Лермонтова “Три пальмы” мысль о разобщенности природы и человечества приобретает еще один оттенок: человек – разрушитель, он вносит в мир страдания и гибель, и поэт говорит об этом довольно отчетливо. Красочно и сильно это стихотворение М. Ю. Лермонтова. Выдающийся русский критик В. Г. Белинский говорил о “Трех пальмах”: “Какая образность! – так все и видишь перед собою, а, увидев раз, никогда уж не забудешь!.. Какая живописность, музыкальность, сила и крепость в каждом стихе…”
В начале стихотворения гармония и красота природы безупречны: песчаная степь, три высокие гордые пальмы, между которыми, прячась под широкими листьями от зноя и горячего степного песка, – холодный родник. Все идеально в этом пейзаже, но три пальмы и ручей жаждут приносить пользу, радовать людей своей красотой: чтобы “странник усталый из чуждой земли” “склонялся под кухней зеленой”. Так проходило время, но “роскошные листья и звучный ручей” не переставали думать об этом: “На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?”
И небо как будто услышало их мольбы: “в дали голубой”, в пыли золотого песка показался караван верблюдов, послышались “нестройные звуки” из “походных шатров”, показались “смуглые ручки” и “черные очи” арабов на вороных конях. Люди и животные отдыхают, они обрадовались прохладной воде ручья и тени пальм, а деревья и ручей – людям:
Кувшины звуча налилися водою,
И, гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро поит их студеный ручей.
Перед нами – чудесная классическая картина взаимодействия природы и человека, которым тяжело существовать друг без друга.
Но как в степи после захода солнца быстро настают сумерки, так мгновенно меняется прекрасный степной пейзаж – пальмы срублены и брошены в костер:
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли их до утра огнем.
Чувствуется боль умирающих деревьев, от них после ухода каравана остался “лишь пепел, седой и холодный” – гармония и красота природы грубо нарушены человеком, жгучее солнце потом “остатки сухие дожгло” и “ветром их в степи потом разнесло”. Нет пальм – некому давать тень и защищать ручей от сыпучих степных песков. Погибли пальмы, погибает без них и ручей. Картина бессмысленного опустошения, которая предстает перед нами, мрачна и грустна, ручей остался одинок, никто его не защищает и
Напрасно пророка о тени он просит –
Его лишь песок раскаленный заносит,
Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет над ним.
Так бессмысленно погибли три гордые пальмы, смысл жизни которых был в том, чтобы радовать глаз, утолять жажду, дарить влагу и прохладу уставшему путнику среди знойной песчаной пустыни. Красота, которая существовала в этих краях долгие годы, которая могла бы быть полезна еще многим путешественникам в пустыне, бесследно, жестоко и непростительно уничтожена человеком. Человеком, который не задумывается, что он оставит после себя. И неизвестно, сможет ли мертвая земля возродиться вновь.
Контрастные картины природы ассоциируются с мыслью о тщетности призывов современного поэту поколения к деятельности ради счастья человека. Пальма – священное дерево, символ вечной жизни и красоты природы, у которой человек должен учиться и беречь ее, символ искусства, которое должно служить людям. Это также символ истины, которую хотят найти люди в земной жизни. Но судьба этих деревьев в стихотворении Лермонтова трагична.
Внешне тоже величественные и красивые люди уничтожили три пальмы – символ природы и жизни. Каким же может быть будущее людей, которые уничтожают все на своем пути? Лермонтов говорит о потере высоких идеалов поколения своего времени, о попытках найти смысл и гармонию в жизни.
Человеку нужно всегда думать о том, что влекут за собой его действия, не нарушают ли они целостности природы. К сожалению, сейчас люди далеко не всегда об этом думают, нарушается не только гармония отношений человека и природы, но и природный баланс, экология нашей планеты. Я считаю, гармония и красота природы должны всегда волновать человека, ведь без природы он не сможет жить на Земле.
ГАРМОНИЯ И КРАСОТА ПРИРОДЫ (по стихотворению М. Ю. Лермонтова “Три пальмы”)