Гамлет – личность, обращенная к будущему

Быть иль не быть, вот в чем вопрос…

В. Шекспир

В основе сюжета “Гамлета”, написанного Шекспиром в самом начале XVII века, лежит старинная легенда. Она рассказывает о том, как юный принц Гамлет, притворившись безумным, чтобы не казаться опасным для врагов, отомстил своему дяде за убийство отца. У легенды счастливый конец – Гамлет торжествует.

В трагедии Шекспира все иначе. Шекспировское время породило людей, которые, видя вокруг ложь и неправду, мечтали о других, справедливых человеческих отношениях. Но они же и понимали, что

бессильны превратить эту мечту в реальность.

Вот таким и показан Гамлет у Шекспира. Как не похож принц на других! Он один весь в черном среди окружающих его наряженных и улыбающихся людей.

Взгляд его угрюм, брови сдвинуты. Он скорбит о своем неожиданно умершем отце, которого слишком быстро забыла королева:

Нет месяца! И целы башмаки, В которых гроб отца сопровождала…

Рассказ Призрака о подлом убийстве окончательно раскрывает Гамлету глаза на преступность окружающего мира. Рушатся былые устои, весь свет кажется принцу “ничтожным, плоским и тупым”.

Тень отца призывает Гамлета к мести: “Прощай, прощай и помни обо мне!” Принц потрясен. Возврата к прошлому нет. Утрачены его прежние представления о жизни и людях. “Порвалась дней связующая нить.

Как мне обрывки их соединить?” – восклицает он.

В древней легенде главное для Гамлета – долг кровной мести. Но в трагедии Шекспира принц не только стремится отомстить за убийство отца – он мечтает изменить мир, где царят предательство и обман в лучшую сторону. Но он может только мечтать об этом. Этот разлад между мечтой и действительностью заставляет Гамлета метаться, быть недовольным собой. Он весь в смятении, в исканиях.

В течение всей трагедии Гамлет – страстный, негодующий обличитель. “Каждое слово Гамлета есть острая стрела, облитая ядом”, – писал Белинский.

Гамлет не может открыто выступить против своих врагов. И он решает притвориться безумным – ведь что возьмешь с безумного, ему и говорить можно что угодно.

Все яснее принц видит, что те, кому он верил и кого любил, вольно или невольно оказались в лагере врагов: мать, Полоний, Лаэрт, Офелия. Предателями становятся и школьные товарищи – Гильденстерн и Розенкранц. От этого ему становится еще больнее.

Гамлет страдает, ему кажется, что весь мир – тюрьма, а его родина Дания – мрачное подземелье.

Вспоминая о своей клятве, он упрекает себя в том, что слишком медлит с местью. Но желание действовать борется с сомнениями. Кроме мести, его волнуют глубокие проблемы века, смысл жизни:

Быть иль не быть, вот в чем вопрос. Смириться под ударами судьбы Иль надо оказать сопротивленье И в смертной схватке с целым морем бед Покончить с ними разом. Умереть.

Забыться И знать, что этим обрываешь цепь Сердечных мук и тысячи лишений, Присущих телу…

Быть – для Гамлета значит мыслить, верить в человека и действовать в согласии со своими убеждениями и верой. Но вокруг торжествует зло, которое он в одиночку не может победить. И Гамлет мучается от внутреннего разлада.

Желая разоблачить короля, он ставит с приезжими актерами пантомиму, в которой раскрывается история убийства его отца. Напряженность ситуации усиливается случайным убийством Полония.

Король потрясен и напуган. Он велит Гамлету отправиться в Англию, где принца должны убить. Гамлета травят как зверя.

Маска безумия дает ему возможность говорить врагам в лицо правду. Ведь безумному это можно. Но принц понимает и то, что словами врагов не победить, что человек только тогда чего-то стоит, когда действует ради великой цели.

Личная же месть не может быть такой целью.

После непродолжительного отсутствия Гамлет вновь возвращается в Данию и узнает, что умерла Офелия. Лаэрт, ее брат, поклялся отомстить за смерть отца и сестры.

Гамлет сложен и глубок, он противостоит феодальному миру и устремлен в будущее, в отличие от Лаэрта, который целиком в плену прошлого. Он за месть любой ценой и собирается сразиться с Гамлетом отравленной рапирой.

В драме Шекспира Гамлет погибает. Погибает и Лаэрт. Заколот король, отравлена королева.

В последние минуты жизни Гамлет просит своего друга Горацио рассказать миру о его жизни. Он думает о потомках, о судьбе своей страны.

Великий драматург обратил развязку своей трагедии к будущему. Может быть, те, кто придет на смену погибшим, будут жить по-другому: лучше, чище, без лицемерия и обмана. Недаром же принц датский называл человека “красой вселенной, венцом всего живущего”.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 3.50 out of 5)

Гамлет – личность, обращенная к будущему