Тема добра и зла является одной из наиболее важных в романе. Булгаков считает, что зло всегда уравновешивает добро. Распространителями зла на земле являются люди, которыми движет жажда власти, богатства, зависть, трусость и страх.
Эти чувства являются проводниками зла.
Главным испытанием зла в романе является Воланд со своей свитой . Воланд – князь тьмы, сатана, но для москвичей он иностранец, профессор черной магии. Испытывая людей в условиях новой советской действительности, Воланд приходит к выводу, что люди, как и прежде, алчны
Так что же, зло может быть полезным? Это сложный философский вопрос, на который пытались ответить многие философы. Ближе всего Воланд стоит к Мефистофелю из “Фауста” Гете.
Можно заметить их внешнее сходство: “…Правый с золотою искрою на дне, сверлящий любого до дна души, и левый – пустой черный, вроде как узкое игольное ухо, как выход в бездонный колодец всякой тьмы и теней. Лицо Воланда было скошено на сторону, правый угол рта оттянут книзу, на высоком облысевшем лбу были проручны глубокие параллельные острым бровям морщины…”
“Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо”- эту самохарактеристику героя Гете Булгаков взял в качестве эпиграфа к роману.
Сохранив за Воландом внешнее сходство с Мефистофелем, Булгаков наделяет его противоположными функциями, возлагая на него миссию справедливого воздания человеку после его смерти, то есть суда и вынесения приговора.
Но не следует делать из Воланда борца за справедливость. Люди прежде всего сами несут в в себе свое наказание . Да, Воланд делает все, что подобает сатане. Но он не всесилен, поэтому не прикасается к тем людям, у которых чиста совесть, которые несут в себе добро. Доброе ему неподвластно.
То одна из основных мыслей романа.
Иешуа в романе является носителем “света”. В романе он ассоциируется с Христом. И действительно, у них много общего: вера во всепобеждающую силу добра, в то, что настанет время, когда человечество перейдет в царство истины и справедливости. Но Булгаков намеренно отходит и от исторической, и от евангельской версий. У него Иешуа не бог, а прежде всего человек, никому не причинивший зла ни мыслью, ни поступком.
Он видит лучшее, что порою спрятано в человеке, он верит в силу добра и добрую природу человека. В образе Иешуа воплощена традиционная христианская идея о милосердии. Перед лицом смерти Иешуа остался верен своим убеждениям, он выбирает смерть, в итоге заслуживает “свет”.
Итак, в романе перед нами предстает Воланд и Иешуа. Как они относятся к духовным возможностям человека? Мефистофель же убежден, что именно материальное способно уничтожить человека, уничтожить в нем духовное начало.).
Воланд считает, что вся история человечества – история преступлений. Для Иешуа человек по своей природе добр ,, только социальные условия уродуют людей.
И зло, и добро, утверждает Булгаков, в равной степени существуют в мире, но они порождены пржде всего самими людьми. Булгаков считает, что каждый человек должен быть свободным в своем выборе.
Говоря о добре и зле, нельзя не вспомнить о Мастере. Мастер погружен в творчество и вовсе не думает о корысти, он пишет роман скорее даже для себя. Но, столкнувшись с миром литераторов, который занят всем, чем угодно, но только не творчеством, не выдержал травли и возненавидел свой роман. Это вычеркнуло мастера из жизни, он престал бороться за свой роман. Отказ от творчества оказался губительным для него.
Его пристанищем стала клиника для душевнобольных – только там он может найти покой, которого его лишили “добрые люди”. Мастер стремится к свету, стремится к добру. Но он отказался от борьбы за свой роман, проявил малодушие, поэтому ему отказано в “свете”. Встреча Мастера с Воландом происходит только благодаря Маргарите, а избавление от страданий – благодаря заступничеству Иешуа.
Без просьбы “света” обретшие друг друга влюбленные были бы оставлены на земле, в их тайном приюте. Неизвестно, как бы сложилась их судьба. Герои заслужили покой.
Таким образом, вмешательство высших сил не приводит к изменению самой жизни, оно лишь ускоряет течение событий.
Добро воспитывает и возвеличивает человека, зло и равнодушие портят его. Нужно верить в людей, в свои силы, в силу добра, тогда откроется истина.
Философская проблематика в одном из произведений русской литературы двадцатого века Блок 32 номер 6