Древнеиндийская эпическая поэма “Рамаяна” создавалась в глубокой древности, около двух тысяч лет назад. И те, кто на протяжении веков слагал ее поэтичные строки, вряд ли мог отделить в ней реальность от фантазии народа. Так же, как и нынешние индусы, свято верующие в переселение душ и продолжение жизни, не отделяют героев поэмы от своей реальной жизни, а, наоборот, своими земными делами пытаются сблизиться с ними, хотя бы в следующей жизни. “Рамаяна” для них, как Библия: в нее или верят безоглядно, или воспринимают как сказку.
Но
Оттуда, из мифов, пришли в поэму всемогущий создатель Брахма, “предвечный” Вишну, бог огня Агни и отважный помощник Рамы Хануман, бог ветра. Из мифов и преданий переселились в поэму и демоны – ракшасы, повелитель птиц и царь обезьян, злые и добрые колдуны и колдуньи. В поэме много невероятного для современного читателя, начиная от необычного рождения Рамы, воплотившего в человеческом облике бога Вишну, от появления его жены Ситы из самого чрева земли – из борозды, до необыкновенной доблести Рамы, победившего многотысячное войско.
На протяжении всей книги героев сопровождает атмосфера волшебства. Враги Рамы – бесы, колдуны, оборотни, а друзья – обитатели лесов: обезьяны, медведи, коршуны и вся живая природа. В царевиче и его друзьях все необычно: и нечеловеческая сила, и божественная красота, не свойственная юности мудрость, беспредельная доблесть и благородство.
Но можно ли считать фантастикой верования людей, их представления о мире людей и природы, их мечты о справедливом устройстве общества, о счастливой и благополучной жизни, о вечной любви и преданности, неподвластной ни стихиям, ни демонам, ни людской злобе?
Фантастика и реальность тесно сплетаются в поэме. И как не странно, именно фантастические картины делают яркими, запоминающимися и убедительными простые человеческие истины, воплотившиеся в поэме.
В ярких красках народной фантазии четко видны лики добра и зла, яснее пути к спасению и справедливости. Чем идеальнее герой, тем сильнее хочется приблизиться к нему. И потому каждую осень вся Индия празднует удивительный праздник огней – дивали: у каждого дома зажигают огонек в честь победоносного возвращения воинства сказочного Рамы.
А вслед за ними в каждый дом должны войти простое человеческое счастье, благополучие и покой. Так и идут по жизни рядом, след в след земное и небесное, жизнь и сказка, фантастика и реальность.
Фантастическое и реальное в поэме “Рамаяна”