ФАНТАСТИЧЕСКОЕ И РЕАЛЬНОЕ В ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ПОЭМЕ “РАМАЯНА”
У каждого народа существует множество легенд о славных героях, об их мужественных подвигах и блистательных победах над врагами. В Индии подобные устные пересказы начали создавать безымянные певцы и рассказчики еще в очень древние времена. Позже народные легенды неоднократно использовались как основа многочисленных литературных произведений, одним из которых и является древнеиндийская поэма “Рамаяна”, созданная более двух тысяч лет назад.
О главном герое поэмы
Из-за интриг своей мачехи, которая хотела, чтобы трон страны занял ее родной сын, Рама вынужден был отправиться в изгнание. Такова была воля отца, и царевичу не оставалось ничего другого, кроме как подчиниться.
Царевича ждали долгие и опасные скитания по диким лесам. Участь Рамы добровольно разделили его жена Сита и брат Лакшман. Множество испытаний ожидало героев на пути. Но самым тяжелым для царевича было похищение Ситы лихим ракшасом Раваной. Рама долго, но тщетно ищет любимую жену и наконец узнает, где злодей прячет ее. Решительно и смело вступает царевич в бой с неприятелем. На помощь в нелегкой борьбе приходят друзья и союзники героя. Именно с их помощью Раме удается победить. Когда заканчивается четырнадцатилетний срок изгнания, царевич возвращается домой и вступает на трон, чтобы долго и справедливо править своей страной.
Такова краткая и правдивая история жизни царевича Рамы. Поэма “Рамаяна” содержит многие исторические предания о жизни героя и упоминания о действительно происходивших событиях. Так, реально существовали сам Рама и его семья. А в изображении похода героя на Ланку отражены события войны завоевателей Индии с аборигенами. В целом же поэма имеет мифологическую основу: в образе Рамы перед нами предстает бог-спаситель, олицетворяющий высшую добродетель и явившийся на землю ради торжества справедливости. Основными чертами эпических произведений в целом являются безусловное мужество героя, стремление к незапятнанной славе, а худшим из оскорблений чести является посягательство на честь его жены. Неудивительно, что и в “Рамаяне” основу сюжета составляет похищение Ситы – жены Рамы и битва героя за ее освобождение.
Знакомясь с сюжетом “Рамаяны”, мы словно переносимся в далекое прошлое Индии, узнаем про старинные обычаи народов, которые ее населяют. Рассказ о детских годах героя сопровождается яркими описаниями городов, царских палат, праздников, торжественных событий, занятий и развлечений древних индийцев. Неудивительно, что мир за пределами их небольших государств, которые они практически не покидают, кажется им загадочным и опасным. Именно поэтому автор рисует дикие, страшные леса, по которым лежит путь героя. Во время своих странствий Рама также встречается с неизвестными племенами и народами, невиданными существами, среди которых множество настоящих чудовищ.
Конечно же, все эти таинственные существа и невероятные приключения Рамы в диких лесах созданы богатой фантазией автора, навеяны древними народными сказаниями, легендами и поверьями, которые за время своего существования все больше обрастали сказочными деталями и образами. Потому реальная основа – история правления Рамы и его отца – постоянно переплетается в поэме с художественным вымыслом, а развитие событий часто напоминает сюжеты чудесных сказок. И все же дух старины, национальный колорит, традиции, нравы, обычаи индийского народа, характеры героев, как главных, так и второстепенных, создают целостную и правдивую картину жизни Индии в те далекие времена.
Для всего индийского народа Рама до настоящего времени остается любимым героем. Многие почитают его за божество, а рассказы о его подвигах известны людям всех возрастов. В сказках для детей, в народных пословицах и поговорках, веселых рассказах и анекдотах можно встретить сюжеты и образы, связанные с жизнеописанием царевича. В Индии ежегодно отмечается праздник “рамлила”: в честь победы над ракшасами – лихими демонами-людоедами, устраиваются красочные представления и процессии, в которых взрослые и дети разыгрывают перед зрителями различные эпизоды из жизни Рамы. А если хотят рассказать о каком-нибудь славном и добром времени, говорят: “Живут, как при Раме”. Потому что при его правлении действительно люди любого положения жили сыто и счастливо, не знали, что такое преступления, больше всего ценили знание и мудрость, доброту и честность.
Фантастические образы демонов-людоедов и других сказочных существ наилучшим образом помогают автору воплотить главную идею поэмы: победу добра над злом. Борьба честных и добрых людей против коварных и злых сил остается актуальной темой не только для индийского народа, но и для жителей других стран. Вот почему “Рамаяна” привлекает большое число читателей во всем мире, вселяя в души людей мечту о народном благе и счастье, веру в победу добра и справедливости, в торжество настоящих человеческих ценностей.
ФАНТАСТИЧЕСКОЕ И РЕАЛЬНОЕ В ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ПОЭМЕ “РАМАЯНА”