Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет.
А. С. Грибоедов. Горе от ума
Литературная деятельность А. С. Грибоедова была гораздо шире, чем написание одной только комедии “Горе от ума”, но все же в памяти многих поколений он остался автором одного произведения, создателем одного шедевра. И дело даже не в том, что комедия имела потрясающий, выдающийся успех среди современников автора – она переросла свой век и не потеряла своего значения даже в наши
Фамусовы, скалозубы, молчалины и сегодня встречаются гораздо чаще, чем Чацкие. Чем же живут эти люди, к чему стремятся? Идеалом человека для всего “цвета” Москвы является не тот, кто стремлением к познанию и упорным трудом добивается достижения целей.
Нет, здесь в почете совсем другие качества. Вот кто является примером:
Он не то на серебре, На золоте едал, сто человек к услугам; Весь в орденах; езжал-то вечно цугом.
Женщины в Москве тоже могли занимать влиятельное положение и пользоваться всеобщим уважением. Вот, например, Татьяна Юрьевна:
Балы дает нельзя богаче, От Рождества и до поста, И летом праздник и на даче.
В мире представителей фамусовского общества ценными считаются не настоящие достоинства человека, а деньги и власть, здесь откровенно охотятся за богатством, чинами, положением в обществе. “Теплые” места здесь держат не для людей с истинными заслугами и талантами, а для друзей и родных:
Как станешь представлять к крестишку ли, К местечку, Ну как не порадеть родному человечку!..
Татьяна Юрьевна, например, славится не только балами, но и связями. Все хотят поддерживать с ней добрые отношения, поскольку:
Чиновные и должностные Все ей друзья и все родные.
Лесть, лицемерие, низкопоклонство среди этих людей откровенно превозносятся в ранг добродетелей. Разными путями тут идут к успеху, поднимаются по служебной лестнице, но все эти дороги – унизительные и оскорбительные, неприемлемые для честного и порядочного человека.
Вот, например, Скалозуб. Добиваясь генеральского чина, он движется по служебной лестнице по головам товарищей, радуясь их неудачам и даже гибели:
Довольно счастлив я в товарищах моих, Вакансии как раз открыты; То старших выключат иных, Другие, смотришь, перебиты.
Еще один способ делания карьеры – лесть, подхалимство, низкопоклонничество перед вышестоящими. Таков был дядя Фамусова, Максим Петрович, который добился места при дворе и высочайшего расположения не личными качествами и талантами, а тем, что
Когда же надо подслужиться, И он сгибался вперегиб.
С помощью услужливости всем, даже “собаке дворника, чтоб ласкова была”, делает карьеру в доме Фамусова и Молчалин:
Там моську вовремя погладит! Тут в пору карточку вотрет!
Лучше всего раскрываются все нелицеприятные качества “друзей” и “близких” Фамусова во время бала, где мы оцениваем их не только с точки зрения Чацкого, но и с их позиций относительно друг друга. Графиня-внучка очень язвительно и точно охарактеризовала общество, собравшееся на торжество:
…Ну Фамусов! Умел гостей назвать! Какие то уроды с того света, И не с кем говорить, и не с кем танцевать.
Мы видим мелкие душонки этих людей: тупоумных сплетников, чванливых и праздных болтунов. Для Чацкого они сливаются в “мучителей толпу”:
В любви предателей, в вражде неутомимых, Рассказчиков неукротимых, Нескладных умников, лукавых простяков. Старух зловещих, стариков. Дряхлеющих над выдумками, вздором.
Эти люди презирают и ненавидят друг друга, считая лишь себя умными и хорошими. Но на их лицах – лицемерные улыбки и слова восторгов.
Враги просвещения, не имеющие собственных мыслей, а придерживающиеся общественного мнения, считающие, что “грех не беда, молва не хороша”, эти нравственные убожества сплачивает в единое целое лишь одно – непримиримая ненависть и злоба к новому свободному образу мыслей, независимости суждений, уму Чацкого. В просвещении, учености видят эти люди угрозу своему теплому, привычному, душному мирку:
Ученье – вот чума, ученость – вот причина, Что нынче, пуще, чем когда. Безумных развелось людей, и дел, и мнений. Очень простой выход в борьбе с этим “злом” находит Фамусов: Забрать все книги бы, да сжечь.
Кичась своей любовью к родному городу, своей стране, эти “патриоты” пытаются сделать вид, что им чуждо и неприятно засилье иностранщины в Москве:
А все Кузнецкий мост и вечные французы, Откуда моды к нам и авторы, и музы: Губители карманов и сердец!
А что же мы видим на самом деле? “Тоску и оханье, и стон” по Франции, книги – французские романы, песни – французские романсы, воспитатели – французские гувернантки. И так во всем:
Дверь отперта для званых и незваных, Особенно для иностранных.
Таким образом, комедия затронула множество “вечных” тем и вопросов, некоторые из которых не решены до сегодняшнего дня. Вследствие этого комедия не утратила своей актуальности и злободневности даже в наше время. Подбирая забавные и красноречивые фамилии для своих героев, Грибоедов помогает нам не только посмеяться над ними, но и задуматься над этими образами, чтобы не пропустить их в жизни и верно отреагировать на их нравственное и моральное убожество.
Фамусовская Москва в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”