Русская поэтическая традиция XIX века богата и значима. Совершенно особое место в ней принадлежит поэзии Ф. Тютчева, чутко устремленного к природе, драматически ощущавшего ее тесную связь с человеком. Творчество Федора Ивановича Тютчева – одна из вершин русской классической поэзии. Наверное, трудно найти человека, который не знал и не любил бы его лирические и романтические произведения. Любовь и природа – вот два основных мотива “чистого” искусства Тютчева, а одной из ярких примет его творчества является преобладание пейзажных
И надо думать, что полюбил русскую природу поэт не в блестящих гостиных Мюнхена и Парижа, не в туманных сумерках Петербурга, не в патриархальной Москве. Эта красота с юных лет вошла в сердце поэта с лесов и полей, окружавших его милый Овстуг, с тихих лугов и необозримых голубых небес родной Брянщины. Особенно привлекают поэта переходные, промежуточные моменты природы: он изображает осенний день, с грустью напоминающий об ушедшем лете:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Или же осенний вечер, как первый предвестник холодной зимы:
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть…
Характерные начала его стихотворений: “Как хорошо ты, о море ночное…”, “Люблю грозу в начале мая…” или “Как весел грохот летних бурь…” – красноречиво говорят о том восторге перед величием и красотой, многообразием и бесконечностью природного царства, которым насквозь проникнуто творчество Ф. И. Тютчева. Природа в его стихах разнообразна, многолика, насыщена звуками, красками, запахами. Она внутренне близка и понятна человеку, родственна ему. “В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык…” – убежден поэт. Словно живое, мыслящее существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит.
Тени сизые сместились,
Цвет поблекнул, звук уснул –
Жизнь, движенье разрешились
В сумрак зыбкий, в дальний гул…
Творческая судьба поэта необычна: это судьба последнего русского романтика, творившего в эпоху повсеместного торжества реализма и все-таки сохранившего верность заветам романтического искусства. Так же, как и Фета, его относят к поэтам “чистого” искусства, искусства, чуждого агрессии, политичности, грубости.
Его стихи наполнены чувственностью, нежностью, любовью к родной русской природе, любовью к женщине. Поэт осмысливает женскую натуру, стремится понять ее сущность, место в жизни и ее судьбу. В своих прежних стихотворениях поэт говорил о конфликте человека с природой, с хаосом ночи, с неумолимым движением времени, отнимающим молодость. Женские образы в стихотворениях Тютчева полны какой-то нереальности, женственности, любви, они напрямую отождествляются с природой. Как, например, стихотворение, посвященное его последней любви – Елене Денисьевой:
Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь на всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Не правда ли, эти строки перекликаются со многими стихами о природе, где сказано:
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
В душевном состоянии лирического героя Тютчева можно найти не только общечеловеческое, но и характерное для любовных переживаний дворянского героя пятидесятых годов, отраженных в русской литературе этого периода, в творчестве Тургенева, Гончарова, Островского. Ф. И. Тютчев – поэт поистине “чистого”, светлого искусства. Его поэтическое слово воплотило в себе неисчерпаемое богатство художественного смысла, оно полно глубокого философствования, размышлений о сущности бытия.
Хотя основной фонд наследия поэта – это всего лишь чуть меньше двухсот лаконичных стихотворений (если не принимать во внимание юношеские стихи, переводы, стихи на случай и стихи, продиктованные поэтом во время тяжелой предсмертной болезни), его лирика вот уже более века остается актуальной и интересной. Столетие назад великий русский поэт А. А. Фет с полным правом сказал о собрании тютчевских стихотворений:
Вот эта книжка небольшая
Томов премногих тяжелей…
Ф. И. Тютчев – поэт “чистого” искусства