Есть некий час, в ночи, всемирного молчанья,
И в оный час явлений и чудес
Живая колесница мирозданья
Открыто катится в святилище небес…
Ф. И. Тютчев
В отличие от Пушкина или Фета, Тютчев не просто отзывался стихами на то, что происходило вокруг, не только передавал собственные чувства и настроения с помощью увиденного в лесу, в поле или в небе. Нет, важнейшая тема его поэзии – хаос мироздания, Вселенной, страшная, непостижимая тайна, которую природа скрывает от человека:
О! страшных песен сих не пой Про древний хаос, про
Если, например, у Лермонтова, даже буря есть проявление первозданной гармонии природы, то Тютчев мучительно вглядывается и вслушивается в происходящее, в ночь, где тонут все краски и звуки:
И бездна нам обнажена С своими страхами и мглами, И нет преград меж ей и нами – Вот отчего нам ночь страшна!
Поэт описывает переломные, роковые состояния природы, перед которыми человек цепенеет и чувствует себя частицей этого хаоса, этой силы.
Гроза, “огневые” зарницы, которые “как демоны глухонемые, ведут беседу меж собой”, ветер, сама ночь – это не просто явления природы, это отношение Тютчева к миру. Тема дня и ночи приобретает у поэта обобщенное звучание, словно представляет две противоположные стороны жизни: черная пропасть ночи свила “золотой покров”, дня -“покров, накинутый над бездной”.
И ей одной дышала и болела, Господь тебя благослови!
Благородная позиция автора, сочувствие женщине, осуждаемой буржуазной моралью, роднит его с лирикой Некрасова. Тема другого человека, чужого “я”, воспринята здесь Тютчевым со всем участием.
До сих пор мы находим в лирике Тютчева точные и тонкие психологические детали, созвучные нашим душам, нашим переживаниям. До сих пор поэт продолжает объяснять нам нас самих, с нашими страстями и радостями, приобретениями и утратами.
Единство мира природы и внутреннего мира человека в поэзии Тютчева