“Двойники” Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”

План

I. Двойственность – характерный прием изображения у Достоевского.

II. “Двойники” Раскольникова.

1. Лужин – носитель “теории разумного эгоизма”.

2. Образ Свидригайлова.

III. Значение “двойников” для отображения противоречивого характера Раскольникова.

Перефразируя известную мысль Ф. Достоевского “человек есть тайна”, можно сказать, что и роман “Преступление и наказание” – тайна. Сложным является образ Раскольникова, в котором уживаются человек и убийца: один стремится помогать, спасать

униженных и оскорбленных людей, а другой, рассудительный, цинично анализирует поступки первого. Психологию Раскольникова писатель раскрывает через сознание его “двойников” и антиподов. Автор окружает Раскольникова людьми, варьирующими в своих сознаниях те или иные мысли главного героя, при этом отрицательные элементы его “теории” отражают так называемые “двойники”, а положительные – антиподы. К “двойникам” Раскольникова относятся Лужин и Свидригайлов.

Петр Петрович Лужин – “деловой человек”, надворный советник, “служит на двух должностях и имеет свой капитал”. Так пишет о Лужине мать Раскольникова и представляет его Дуниным женихом. Из этого письма мы также узнаем, что цель женитьбы Лужина на Дуне “…взять девушку честную, но без приданого, и непременно такую, которая уже испытала бедственное положение, потому что… муж ничем не должен быть обязан своей жене, а гораздо лучше, если жена считает мужа на своего благодетеля”. Поняв сущность Лужина, Раскольников восклицает: Не бывать этому браку, пока я жив, и к черту господина Лужина!”

В основе жизненной позиции Лужина лежит теория “разумного эгоизма”. Девиз его жизни: “возлюби, прежде всего, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано”. Лужин отвергает жертвенность ради общего блага, утверждает бесполезность “единичных щедрот” и считает, что забота о собственном благосостоянии есть забота о “всеобщем преуспевании”.

В расчетах Лужина уловимы интонации голоса Раскольникова. Оба они находят жертву для достижения своих целей и при этом теоретически обосновывают свой выбор. Раскольников полагает: никчемная старуха все равно умрет; Лужин же, подкладывая в карман Сони банкноту в сто рублей и обвиняя ее в воровстве, считает, что падшая Соня все равно рано или поздно украдет.

Правда, идея Лужина не приводит его к топору, но Раскольников, прошедший такой путь в реальности, может легко предположить, что будет в дальнейшем: “А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать”. По своей сути Лужин – хищник, для которого все средства хороши, для которого не существует ни моральных норм, ни угрызений совести; он оставляет за собой право решать участь другой личности. Являясь “двойником”, Лужин очищает “теорию” Раскольникова от сострадания и альтруизма.

Образ Свидригайлова еще больше показывает ложность “теории” Раскольникова. Аркадий Иванович Свидригайлов, как и Раскольников, тоже “переступил”, между этими героями возникает таинственная страшная связь. Раскольников в этом аморальном человеке, как в кривом зеркале, видит самого себя. Да и сам Свидригайлов утверждает, что они с Раскольниковым “одного поля ягода”, что между ними “есть общая точка”. Образ Свидригайлова помогает автору показать, что даже человек с черной душой, привыкший причинять страдания другим ради удовлетворения своих страстей, даже такой человек не может безнаказанно совершать преступления. Рано или поздно он останется в пустоте с ощущением полнейшей беспросветности, когда жить уже больше невозможно. Но Свидригайлов переступил не только через чужую жизнь, он преступил через собственную совесть, то есть полностью соответствует представлению Раскольникова о сильной личности. О нем говорили, что он отравил свою жену Марфу Петровну, что он истязал и довел до самоубийства своего слугу Филиппа, что жестоко оскорбил глухонемую четырнадцатилетнюю девочку, и она повесилась. Но на счету Свидригайлова немало и добрых поступков: устраивает судьбу Сони и детей Катерины Ивановны, спасает от сводни свою невесту-девочку. Но добро, совершаемое Свидригайловым, не может оправдать преступления минувшего, оно не способно возродить его больную душу. Муки совести не покидают его, а погубленные им люди появляются во снах. Да и Раскольникову он говорит: “Не думай, что ты убил и на этом все кончено, убитый тобой человек живет в тебе, не отпустит тебя ни на шаг…”. Жизненный итог Свидригайлова – самоубийство. Смерть Свидригайлова – гибель идеи Раскольникова, раскрывающая чудовищный самообман главного героя.

Таким образом, образы Лужина и Свидригайлова демонстрируют то, к чему может привести на практике осуществление индивидуалистической теории Раскольникова о “вседозволенности” личности. Так, “теория” Лужина сопоставлена с “теорией” Раскольникова, нравственная позиция героя сопоставляется с моралью Свидригайлова.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)

“Двойники” Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”