Смысл духовных поисков героев роману “Война и мир” заключается в том, что герои способны к духовной эволюции, что, по Толстому, является более важным критерием моральной оценки личности. Герои ищут смысл жизни, духовные связки с другими людьми, личное счастье. Толстой показывает этот процесс в диалектическом противоречии.
Главное, что объединяет героев Толстого в их духовных поисках, это то, что они приближаются к народу.
В начале романа князь Андрей ориентируется на идеи Наполеона и мечтает о славе, которая даст ему любовь всех
Но умирает его жена, и герой чувствует свою ответственность за эту смерть. Единственное, ради чего он хочет жить, это его сын, отец, сестра. Встреча с Пьером пробудила в Андрее жажду деятельности, он делает существенные изменения в своем имении, улучшая жизнь крестьян, но для такой сильной личности, как князь Андрей, этого маловато. Встреча с Наташей, ее жажда жизни и счастья помогают ему возродиться.
Это возрождение Толстой изображает в аллегорическом образе старого дуба. Князь Болконский возвращается в Петербург, занимается общественными делами, видя в этом смысл жизни. Любовь к Наташе помогает герою увидеть искусственность многих общественных деятелей, в частности, Сперанского, их стремление добиться в первую очередь личной, а не общественной цели. Эта любовь дает новый толчок жизни героя, потому так тяжело он воспринимает измену Наташе. Ему кажется, что жизнь приготовила для него только разочарования, в глубоком духовном кризисе князем Андреем руководит лишь жажда мести, и Отечественная война раскрывает тщетность его ненависти к Анатолию Курагину.
Отечественная война открыла перед князем Андреем огромные возможности его народа. Он сам чувствует себя его частью. Перед смертью князю Андрею открываются и другие гениальные в своей простоте дела: любовь ко всем людям, которая ничего не хочет для себя, умение прощать врагам, гармония жизни. Но Толстой понимает, что человек с такими идеальными взглядами не может жить в реальной жизни.
Образ князя Андрея – это образ человека, который в своей жизни руководствуется не сердцем, а умом, из-за этого большинство его жизненных ошибок, из-за этого невозможно его счастье с Наташей. Прозрение героя перед смертью – это награда его ясному уму и победа его сердца.
Не менее сложный путь проходить в духовном развитии и Пьер Безухов. Главная черта его личности – это жажда жизни и поиск правды. Увлечение идеями Руссо, Наполеоном отбивают лишь часть огромной внутренней работы Пьера.
Это герой, который лучше понимает сердцем, его любовь к Наташе, его умению прощать, его непредубежденность делают Пьера одним из наилучших мужских образов литературы XIX века.
Как и князь Андрей, во время Отечественной войны Пьер приближается к народу, но его соединяет с народом не только общность взглядов, но и сама судьба, даже условия существования. Эта общность судьбы дает Пьеру новое возрождение.
Свою любимую героиню Наташу Ростовую Толстой соединяет из Пьером Безуховым и награждает их большим личным счастьем, которое для Пьера невозможно без активной общественной жизни. В духовных поисках героев отражаются главные проблемы роману: жизни и смерти, страдания и радости, личного и общественного, счастья и несчастья, свободы и необходимости, войны и мира.
Духовные поиски главных героев романа Толстого “Война и мир”