Достойна ли Софья любви Чацкого?

Комедия “Горе от ума” Грибоедова, несомненно, является произведением большого социального звучания. В ней отразилось мятежное время, когда по всей России распространялись вольнолюбивые идеи. В центре пьесы – Александр Андреевич Чацкий, воплотивший в себе лучшие черты прогрессивной дворянской молодежи начала века. Этот герой объединяет две сюжетные линии комедии. Одна содержит конфликтное столкновение “века минувшего” и “века нынешнего” и предлагает противостояние Чацкого Фамусову.

Другая сюжетная линия – Чацкий

– Софья – раскрывает личную драму главного героя.

Софья, стоящая между Фамусовским обществом и Чацким, сыграла большую роль в создании “мильона терзаний” героя, хотя и сама пережила свое “горе от ума”. “Софья начертана неясно….” – заметил Пушкин. Действительно, в ее поведении и настроениях ощущается противоречие между трезвым умом и сентиментальными переживаниями. Прекрасное понимание характеров отца и Скалозуба сочетается у нее с полной слепотой в отношении Молчалина. Софья гораздо выше своих сверстниц, столь ядовито изображенных Грибоедовым в лице шестерых княжон Тугоуховских, для которых важна не любовь, а богатый “муж-мальчик”, “муж-слуга”.

Софья живет только любовью. Невысокое и зависимое положение Молчалина как будто даже усиливает ее влечение к нему. Ее чувство серьезно, оно дает ей смелость не боятся мнения “света”.

Нельзя согласиться с тем, что слова Фамусова о московских девицах: “Словечка в простоте не скажут, все с ужимкой”, – имеют прямое отношение и к его дочке. Она всегда искренна. “Что мне молва? Кто хочет, так и судит”, – говорит она.

Софья не чужда духовных интересов, не увлекается светской суетой. Чтение ею книг Фамусов называет “прихотью “. Действительно, тогда это было новостью для дворянской девушки.

Софья в ужасе от того, сто отец прочит ей в женихи Скалозуба, который “слова умного не выговорит сразу”. Не любит она и пустое умничанье, острословие и злоязычие. Однако ей чужда и неприятна беспощадно логичная, острая мысль Чацкого. Софья не доросла до нее, она слишком полна “чувствительности”. Она воспиталась в век Карамзина и Жуковского.

Ее идеал – робкий, мечтательный юноша, образ которого рисовала сентиментально-романтическая литература конца XVIII начала XIX веков. Именно таким представляется Софье Молчалин.

Ее неожиданную любовь к секретарю отца невозможно понять, если не вдуматься во все то, что произошло у нее с Чацким. Он увлек ее, но внезапно, в припадке онегинской хандры, когда ему все на свет надоело, в том числе и она, уехал за границу и не написал ей за три года ни слова. Софья, слушая влюбленного Чацкого, думает, что он может только “прикинуться влюбленным”, что о себе “задумал он высоко”.

Она с иронией восклицает : “Охота странствовать напала на него… Ах! Если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далеко?”

Я думаю, что никак нельзя осуждать Софью за ее любовь к Молчалину. Любовь К Молчалину – ее здравый портрет, ее горькая реакция на любовь к Чацкому, от которой у нее осталось чувство разочарования, обиды, оскорбления. Пусть Молчалин не так ярок, как Чацкий, но на чувства Молчалина можно положиться.

Может быть, Молчалин и не хотел, чтобы Софья его полюбила. Всем угождающим Молчалин был робко почтителен с ней, как ” с собакой дворника, чтоб ласкова была”. Он хотел добиться симпатии дочки начальника.

Он настолько старался добиться ее расположения, что она приняла эту угодливость за глубокую, трепетную любовь, которую она встречала в сентиментальных французских романах, так ненавистных отцу.

Софья увидела в трусливой робости Молчалина благородную, целомудренную робость возвышенной души. И не безнравственность заставляла ее проводить ночи с Молчалиным, запершись. А многие критики упрекали ее в этом.

Именно уверенность в чистоте помыслов Молчалина в отношении к ней, презрение к “молве” и, конечно, влюбленность руководят Софьей.

Не разглядев Молчалина, она не сумела оценить Чацкого, не увидела, как умненькая горничная Лиза, что Чацкий не только “весел и остер”, но и “чувствителен”, то есть не только умен, но и нежен.

Мне кажется, что, когда Софья и Чацкий росли вместе, он, несомненно, оказывал на нее влияние. Именно это научило Софью не отворачиваться от бедных, не презирать их, несмотря на философию отца – “Кто беден, тот тебе не пара”. Три года разлуки с Чацким не могли не изменить Софью, не нанести отпечаток “фальшивой, жеманной среды московского света”.

Вольнолюбивые мысли, язвительные, колкие насмешки Чацкого в адрес людей ее круга, особенно Молчалина, теперь раздражают Софью. “Не человек, змея!” – отзывается она о нем. А Чацкий испытывает к Софье искреннюю, горячую любовь. Он объясняется ей в любви при первом появлении.

В Чацком нет никакой скрытности, никакой фальши. О силе и характере его чувства можно судить по словам о Молчалине, обращенным к Софье:

Но есть ли в нем та страсть? то чувство? Пылкость та?

Чтоб, кроме вас, ему мир целый

Казался прах и суета?

Тяжело переживает Чацкий разочарование в любимой девушке. В запальчивости он упрекает ее даже в том, в чем она перед ним не виновата:

Зачем меня надеждой завлекли?

Зачем мне прямо не сказали,

Что все прошедшее вы обратили в смех?

Гончаров по этому поводу отмечает, что Чацкий разыграл сцену ревности, не имея на то никакого права. Это говорит не только о слепоте влюбленной Софьи, но и слепоте влюбленного Чацкого. Традиционный любовный треугольник “сломан”.

Оскорблены в своих чувствах и Софья, и Молчалин. И оба стараются вести достойно. Как ни тяжело было Софье, но она нашла в себе мужество и достоинство не разрыдаться, не выказать ничем свою слабость. Она непримирима к Молчалину, ползающему у ее ног. В каждом слове ее чувствуется гордый характер, достойный Чацкого.

Она требует от Молчалина немедленно покинуть их дом, и чтоб ” я с этих пор вас будто не знавала”.

На мой взгляд, Софья, безусловно, достойна любви Чацкого. Она умна и смела не менее Чацкого, потому что сумела перенести последствия своей ошибки.

В статье “Мильон терзаний” Гончаров отметил, что у Софьи “задатки недюжинной натуры”. Ведь недаром любил ее Чацкий. Она достойна сочувствия, когда звучит приговор отца “В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов”.

Показывая любовный “поединок ” героев, Грибоедов обнаруживает личность не только в одном Чацком, но также и в Софье. И это тоже подтверждает то, что Софья – достойный объект любви. Но, к сожалению, их любовь не состоялась. Оба терпят беду, и трудно сказать, кто “ударился” тяжелый, больней.

С легкой руки Софьи Чацкого объявили безумцем. Он изгнан и из сердца девушки, и из общества.

Таким образом, личная драма осложняет его общественную драму, ожесточая, Чацкого все более против дворянской Москвы.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 4.00 out of 5)

Достойна ли Софья любви Чацкого?