Деревня и город в поэзии С. Есенина

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

С. Есенин

Русь крестьянская, деревенская всегда была близка сердцу замечательного русского поэта С. Есенина, который провел свое детство в деревне, у деда – среди просторов полей и лугов и нехитрого крестьянского быта. Там же проснулся и его литературный талант, напоенный свежестью цветущих садов и красками закатов, парным коровьим молоком и вечерним собачьим лаем.

О край разливов грозных, И тихих вешних сил, Здесь по заре и звездам Я школу проходил.

Стихи Есенина близки

по духу к народной поэзии: они напевны и мелодичны, задушевны и образны, и это придает им какую-то особую интимность, неповторимость. Есенин всегда был сыном своей родины и своего народа, несмотря на то, что судьба носила его по разным городам, бывал он и за границей. Но чаще всего в отрыве от родных просторов, от природы, деревни, которую он считал источником “живой” жизни, поэт ощущал тоску и душевный дискомфорт.

Спит ковыль. Равнина дорогая, И свинцовой свежести полынь. Никакая родина другая Не вольет мне в грудь мою теплынь.

И все же, хоть Есенин и считал себя “крестьянским сыном”, он был не крестьянином, а поэтом, которого манит бурная, полноводная жизнь, все новое. Поэтому, попав в город, Есенин и остался там, хотя довольно часто чувствовал себя неуютно среди серых коробок домов, шумных улиц, погруженных в себя и равнодушных ко всему остальному людей.

Храня завет родных поверий – Питать к греху стыдливый страх, Бродил я в каменной пещере, Как искушаемый монах. Как муравьи кишели люди Из щелей выдолбленных глыб, И схилясь, двигались их груди, Что чешуя скорузлых рыб.

С надеждой и затаенной радостью ожидал С. Есенин прихода революции. Он верил, что переворот принесет перемены не только для города, но и для деревни – даст ей новые возможности, облегчит тяжелую крестьянскую жизнь.

Приемлю все. Как есть все принимаю. Готов идти по выбитым следам.

Отдам всю душу октябрю и маю, Но только лиры милой не отдам.

Однако мечтам поэта не суждено было сбыться. Революция принесла деревне еще большую нищету, несчастья, горе. Город пошел в наступление на патриархальную провинцию, и Есенин с болью в сердце ощутил себя “последним поэтом деревни”, которая умирает.

Тоской и печалью полны стихотворения поэта, посвященные уходящей Руси.

Мир таинственный, мир мой древний, Ты, как ветер, затих и присел. Вот сдавили за шею деревню Каменные руки шоссе.

Есенину кажется, что серый бетонный город с его индустрией способен разрушить “живую” красоту, убить жизнь, насаждая железное, искусственное, мертвое. В стихах Есенина город страшен и одушевлен, он похож на огромного жадного спрута, которого невозможно накормить. “Алый цвет зари” вытесняется багровым огнем доменных печей, “молочный дым села” – черным смогом фабричных труб, храп лошадей и стук копыт – грохотом железной дороги.

Видели ли вы, Как бежит по степям, В туманах озерных кроясь, Железной ноздрей храпя, На лапах чугунный поезд? А за ним По большой траве, Как на празднике отчаянных гонок, Тонкие ноги закидывая к голове, Скачет красногривый жеребенок? Милый, милый, смешной дуралей, Ну куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней Победила стальная конница?

Поездки за границу изменили мнение Есенина о прогрессе, индустрии, цивилизации. Ему стало больно за свою деревенскую, “избяную”, нищую и убогую Русь, которая, несомненно, хранила крепкую связь с прошлым, но у которой не могло быть достойного будущего.

Равнодушен я стал к лачугам, И очажный огонь мне не мил. Даже яблонь весеннюю вьюгу Я за бедность полей разлюбил.

Примирился ли Есенин с городом? Наверное, не до конца, поскольку никогда не был он ни певцом “машинной цивилизации”, ни урбанистом. Поэт сумел увидеть будущую мощь “родной стороны” “через каменное и стальное”, но сомневался, будет ли ему место в этом жестоком искусственном мире.

Я не знаю, что будет со мною… Может, в новую жизнь не гожусь, Но все же хочу я стальною Видеть бедную, нищую Русь.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 4.50 out of 5)

Деревня и город в поэзии С. Есенина