“История одного города” – одно из самых резких произведений Салтыкова-Щедрина, ведь в “Истории…” он сатирически показал правительственные верхи.
Свое произведение писатель выдал за найденные в архиве тетради летописцев, живших в XVIII веке, а себе отвел роль издателя этих записок, представив царей и их министров в образах градоначальников, служащих в городе Глупове. “История…” начинается с “Описи градоначальников” и кратких биографических справок, из которых читатель узнает о “подвигах” правителей города
За “Описью” следует сатирическая картина деятельности наиболее “отличившихся” правителей города Глупова.
Их глупость, тупоумие, жадность и злость в гротескной форме показал писатель в образах двух градоначальников – Брудастого-Органчика и Угрюм-Бурчеева.
Брудастый-Органчик уподоблен некоему инструменту, исполняющему две пьесы: “раззорю!” и “не потерплю!”
Самая страшная фигура города – Угрюм-Бурчеев, мечтавший превратить весь мир в казарму и заставить всех маршировать. Все население он хотел разделить на роты, полки, сделав над ними строжайшее наблюдение. Угрюм-Бурчеев даже брак допускал только между людьми одного роста.
Образ Угрюм-Бурчеева передает отношение Салтыкова-Щедрина к самодержавию, а гротескность этого образа дает понять, с какой силой писатель показал власть, враждебную народу. Но вместе с тем авторскую иронию вызывает рабская покорность масс. Кроме сильных мира сего, объектом сатиры писателя становится крестьянство с его рабочей психологией.
В “Истории одного города” писатель показал зреющий в массах протест, но протест этот не может выйти наружу по причине все той же рабской психологии. Так, в главе “Голодный город” показан народный гнев, вызванный угрозой голодной смерти. Глуповцы не могли больше терпеть произвол властей и “стали судить да рядить” и выбрали ходока Евсеича, который трижды ходил к градоначальнику Фердыщенко добиваться правды и. .. “исчез без остатка”. Глуповцы не извлекли урока и снова выбрали ходока. Но тот решил не повторять ошибки своего предшественника и написал письма “во все места”.
Глуповцы стали ждать ответа и дождались: прибыла карательная команда.
Салтыков-Щедрин последовательно разъясняет несостоятельность мужицкой веры в царя и добрых начальников.
Главный идейный замысел писателя заключается в стремлении помочь народу освободиться от рабской психологии, порожденной веками гнета и бесправия.
Мы уже упоминали, что произведение написано в форме летописи, однако “История одного города” – это вовсе не сатира на прошлое, это, по словам писателя, сатира на жизнь своего времени.
Что вызывает авторскую иронию в романе Салтыкова-Щедрина “История одного города”