На свете есть много прекрасных вещей и явлений. Одни ценят грацию и пластику дикого животного, другие восхищаются красотой природы, третьи с упоением слушают музыку.
А я считаю, что истинная красота – это только красота человека. Животное состарится и умрет, прелестный уголок природы может стать жертвой землетрясения, а запечатленная на многочисленных полотнах великих мастеров и в прекрасных книгах красота человека будет жить вечно.
Я рада, что нашла подтверждение своим мыслям на страницах романа Л. Н. Толстого “Война и мир”.
Начнем с внешности. Мужчина может быть прекрасен, как Аполлон, но если его душа пуста, он – всего лишь красивая оболочка… О внешности Андрея Болконского Толстой говорит вскользь: “Весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами”. “Но под этой внешней сухостью кроется богатый мир чувств, и когда Болконский увидел Безухова, он улыбнулся неожиданно доброй и приятной улыбкой”.
Описание внешности у Толстого всегда дополняется голосом, интонацией изображаемого героя. Голос князя Андрея становится чище и красивее в разговоре с приятными ему людьми.
Я считаю, что на примере образа Андрея Болконского Толстой показывает, как может быть красив русский человек в труде. И это стремление к труду высокородного и богатого дворянина было весьма необычно для того времени. Андрей красив в своем благородном труде офицера – защитника родины.
Окунувшись в кипучую жизнь штаба главнокомандующего, Болконский совершенно меняется: “В выражении его лица, в движениях, в походке почти не было заметно прежнего притворства, усталости и лени; он имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, какое он производит на других, и занятого делом приятным и интересным”.
Характерно, что Андрей, как и Наташа, часто бывают на фоне прекрасной русской природы. Человек – часть природы, он сам вышел из ее мира. Вспомним, как после тяжелого душевного кризиса, безнадежности и отчаяния в душе Андрея Болконского, еще робко и слабо, проявляются новые проблески жизни.
Это происходит ранней весной, когда на закате виднелся “красный отблеск солнца по синеющему разливу… и…волны течения с слабым звуком ударялись о дно парома”. Полное духовное возрождение Андрея связывается с его восприятием оживающей весенней природы, когда не только молоденькие березки, но и старый, могучий дуб с обломанными суками, “корявыми руками и пальцами”, чувствует прилив жизненных сил, сливаясь со всей обновленной жизнью.
На мой взгляд, наиболее сильно красота Андрея, внешняя и внутренняя, проявляется в чувстве любви к Наташе Ростовой.
Возродила к жизни, спасла от глубочайшего душевного кризиса князя Андрея именно любовь. Мне кажется, князь полюбил Наташу с первого взгляда, когда встретился с ней весной в Отрадном: “Впереди других, ближе, подбегала к коляске черноволосая, очень тоненькая, странно-тоненькая черноглазая девушка в желтом ситцевом платье, повязанная белым носовым платком, из-под которого выбивались пряди расчесанных волос”.
Только истинно красивый человек может так любить – нежно, оберегая юную Наташу и стремясь понять ее. Мы помним, как на первом балу Ростовой князь Андрей загадал, станет ли она его женой. Выходило, что станет. Но в романе все произошло иначе. Князь Андрей умирает.
Мне очень нравятся мужчины, похожие на князя Андрея, – красивые, мужественные, способные на добрые дела, великодушные по отношению к нам, слабому полу.
Я благодарна Льву Николаевичу за созданный им образ истинно красивого человека – Андрея Болконского – и очень хочу, чтобы мой избранник был хоть чем-то похож на князя Андрея.
“Что есть красота?..” по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”