Основной конфликт романа “Евгений Онегин” – глубокое противоречие между запросами пробуждающейся, осознающей себя личности и средой – обществом, застывшим в неподвижности, живущим по мертвым законам. Переходя от романтического восприятия и воплощения действительности к критическо-реалисти-ческому, Пушкин объективно и трезво анализирует современность в присущих ей противоречиях. В романе, как в зеркале, отражается глухая помещичья провинция, крепостная деревня, барская Москва, высший петербургский свет, губернские города.
Роман
И воспитание, и образование Онегина носило поверхностный характер и не подготовило его к труду и реальной жизни. Такое воспитание было характерным для большинства столичных дворян.
Пушкин подчеркивает отрицательное отношение Онегина к окружающей среде: “резкий, охлажденный ум”, “шутки с желчью пополам”; говорит о “злости мрачных эпиграмм”, о “язвительном” споре. В образе Онегина – черты талантливого, умного, полного благородных стремлений человека. Порвав со светом, Онегин взялся за самообразование:
Отрядом книг уставил полку, Читал, читал – а все без толку.
Онегин – незаурядный, с острым критическим умом человек. Он недоволен окружающей жизнью, ему душно в светской среде, у него передовые, близкие автору литературные симпатии, любимые книги и герои, у него благородная душа, он честен и горд. Онегин не лишен политических интересов.
Хандра Онегина, по словам И. Семенко, “отнюдь не признак “холодности” к политике, а признак “холодности” к общественной системе, предмету недовольства передового дворянства”.
Сложность и противоречивость характера Онегина раскрывается прежде всего в его взаимоотношениях с Татьяной. После того как Евгений получил письмо от Татьяны, все хорошее, чистое, светлое в его душе, все не замутненное светом и светской моралью проснулось в нем:
Мне ваша искренность мила;
Она в волненье привела
Давно умолкнувшие чувства.
Глубину и значительность душевного мира Татьяны, искренность и силу ее чувства Онегин понял и оценил, они зародили в его душе такое же чистое и глубокое ответное чувство:
Я вас люблю любовью брата
И, может быть, еще нежней.
Но безразличие к жизни, пассивность, желание “покоя”, равнодушие и внутренняя опустошенность вступили в противоречие с молодым, теплым и искренним чувством и победили его:
Свою постылую свободу
Я потерять не захотел…
Я думал: вольность и покой
Замена счастью.
Еще трагичнее столкновение “старого” и “нового” в сознании Онегина раскрывается в его взаимоотношениях с Ленским. Убийство Ленского на дуэли во имя норм светской морали Онегин оценил как преступление. Началась мучительная трагедия его совести. Убийство Ленского стало не только незаживающей раной в душе Онегина, но и началом перелома в его мировоззрении. На этом жестоком жизненном уроке он ясно понял пагубность светской морали, впитавшейся в его сознание в годы молодости.
Эта сердечная боль, ставшая источником трагедии Онегина, открыла новую страницу в его жизни.
Затем Онегиным “овладело беспокойство, охота к перемене мест”. Его путешествие по России дало возможность впервые в жизни узнать Родину, увидеть ее действительное положение, узнать правду о страданиях народа, о всеобщем угнетении. Путешествие должно было наметить путь перерождения Онегина, помочь найти ему свое место в жизни.
Но впечатления от картин народной жизни наполнили душу Онегина новой тоской, еще более глубокой, чем та, которая владела им в дни юности: она стала теперь болью за Родину, за ее позорное настоящее, за свою бесцельную и никому не нужную жизнь.
Онегин, вновь вернувшийся в светское петербургское общество, – совершенно другой человек: и Онегин другой, и отношение к нему светского общества другое, его теперь ненавидят. Среди ненавистной ему светской среды новым светом засияла для Онегина Татьяна. Онегин полюбил ее, его чувства глубоки и искренни.
В письме Онегина к Татьяне – существенная разница между прежним и настоящим Онегиным. Взволнованность и страстность заменили равнодушие и модную разочарованность Онегина. Чувство Онегина велико и красиво, а Татьяна называет его “обидной страстью”, объявляет Онегина рабом “мелкого чувства”.
В русскую литературу, в сознание русских читателей последующих поколений Онегин вошел как образ лишнего человека, не нашедшего своего жизненного пути, не обладавшего должной силой характера, чтобы вырваться из окружающей среды, превращенного, по словам Герцена, в “умную ненужность”. Онегин открыл целую галерею образов лишних людей в творчестве Лермонтова, Тургенева, Гончарова и многих других русских писателей.
“Чем меньше женщину мы любим…”