…Им никуда не уйти от двух главных
Мотивов борьбы: от совета учиться “на
Старших глядя” и от жажды стремиться…
К “свободной жизни”.
И. А. Гончаров
Современной молодежи не может быть безразличен Чацкий, потому что его беспокойство будоражит, тревожит общественную совесть. Сейчас, в переломный для нашей страны момент, такие люди, как Чацкий, особенно нужны. “Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого, обличителя всего, что отжило”, – эти слова И. Гончарова помогают понять образ главного героя
Трагедия Чацкого разыгрывается на фоне его любовных отношений. И это очень важно: иначе могло бы показаться, что Чацкий специально приехал в дом Фамусова, чтобы произносить гневные монологи против существующих порядков, а выговорившись, в негодовании уехать “вон из Москвы…” На самом деле, с момента появления Чацкого на сцене две сюжетные линии – любовно-лирическая и общественно-политическая – сложно переплетаются. Чацкий в прекрасном настроении, искренне радуется встрече с Софьей, острит, шутит, отдается нахлынувшим воспоминаниям.
Он ослеплен красотой Софьи: “В семнадцать лет вы расцвели прелестно, неподражаемо, и это вам известно”. Он еще не замечает ее холодности и добродушно-насмешливо перебирает общих знакомых, как бы приглашая Софью разделить его веселость, его шутки над молодящейся тетушкой, над дядюшкой, но это только вызывает раздражение Софьи. Дальше – больше. Она готова уничтожить его за нападки на Молчалина. И уже напрасно Чацкий будет пытаться тронуть ее сердце воспоминаниями о детстве, напрасно будет объясняться ей в любви.
Все лирические излияния Чацкого встречают грубую ответную реакцию Софьи. В порыве гнева она объявляет его сумасшедшим.
Другая сюжетная линия – идейное противостояние Чацкий – Фамусов и его гости. Каждая реплика Фамусова, выступающего горячим защитником “века покорности и страха”, вызывает резкую отповедь Чацкого. Главные идейные оппоненты Чацкого, конечно, Фамусов, Скалозуб и Молчалин.
Но если бы только они! Вокруг Чацкого стоит сплошной гул сплетен, пересудов; вертятся тупоумные, чванливые, самоуверенные личности! Они не могут простить ему самого главного – ума, нового свободного образа мыслей.
Они преследуют его потому, что он другой, не такой, как все, и с радостью подхватывают и раздувают сплетни о его сумасшествии.
Но и Чацкий не остается в долгу. Со всей силой своего темперамента он обрушивается на невежество, низкопоклонство, чванливость. Но в многолюдной толпе своих гонителей Чацкий одинок. И этот мотив одиночества звучит в его монологе:
Чего я ждал? Что думал здесь найти? Где прелесть этих встреч? участье в ком живое?
Крик! радость! обнялись! – Пустое.
Мы чувствуем, как приближается развязка. И вот в четвертом действии она наступает. Оказавшись свидетелем сцены между Софьей, Молчалиным и Лизой, Чацкий прозревает и узнает, что сплетней о сумасшествии он обязан Софье, понимает, что она давно уже сделала свой выбор.
Так завершаются обе сюжетные линии комедии: любовно-лирическая – горем неразделенной любви, общественно-политическая – окончательным разрывом Чацкого с фамусовским обществом. Чацкий навсегда покидает Москву.
Обычно спорят относительно финала комедии: победителем или побежденным следует считать главного героя. Но у Грибоедова так вопрос не стоит. Писатель не ставил себе цель – показать стремление Чацкого победить фамусовское общество.
Смысл развязки состоит, по моему мнению, в освобождении Чацкого от иллюзий, в прозрении и в разрыве с чуждым ему миром. В финале утверждается моральное превосходство Чацкого над своими противниками. Они посрамлены: Фамусов, Молчалин и Софья оказались в самой нелепой ситуации.
Бегство Чацкого из Москвы нельзя воспринимать как его поражение. “Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу “Один в поле не воин”, – писал И. А. Гончаров.
Чацкий – побежденный или победитель?