Грибоедов сказал: “В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека”. С момента появления главного героя завязался его конфликт с этими 25 глупцами. Все действие комедии расположено между двумя “точками” – приезда и отъезда Чацкого. Но есть еще и предыстория действия, связанная с периодом, предшествовавшим его первому отъезду.
Постепенно всплывают воспоминания о прежних взаимоотношениях Чацкого и Софьи. Софья вспоминает о нем в разговоре с Лизой буквально перед самым его появлением. Однако характеристика, данная
Чацкий же стремится в Москву, чтобы вновь встретиться с Софьей, которая из девочки-подростка за это время превратилась в невесту: “Спешил!., летел! дрожал! вот счастье, думал, близко…” Что же его ожидает в Москве? Фамусов потихоньку готовит сватовство дочери, выбрав ей в женихи молодого и богатого полковника Скалозуба. Софья же хочет по-своему устроить свою судьбу и пытается внушить отцу мысль о возможности счастья с “милым человеком”, который “и вкрадчив, и умен, но робок…”.
И вот в эту постепенно развивающуюся интригу неожиданно попадает Чацкий со своей любовью и взглядами, непригодными в данной среде. Его появление еще больше обостряет и усложняет сложившуюся ситуацию. “Зачем сюда Бог Чацкого принес!” – с досадой думает Софья.
Чацкого можно воспринимать по-разному. С одной стороны, это человек незаурядного ума, смелый, честный и искренний. В его спорах с Фамусовым, в его критических суждениях вырисовывается облик человека, способного трезво и независимо мыслить.
Он видит пороки и противоречия общества, в котором живет, и хочет бороться с ними. Он борется пока только словом, но уже недалек тот день – 14 декабря 1825 года, – когда люди с такими же взглядами выйдут па Сенатскую площадь.
С другой стороны, Чацкий может показаться чересчур болтливым, самоуверенным и язвительным. Его также обвиняют в том, что он впустую тратит энергию на свои обличительные монологи. Вот что написал А. С. Пушкин о Чацком: “Все, что он говорит, очень умно. Но кому говорит он все это?. .. Это непроститсльно.
Первым признак умного человека с первого взгляда знать, с кем имеешь дело не метать бисера перед репетиловыми и т. и Добролюбов при всей своей ненависти к “самодержавно-крепостнической среде” не все принимает всерьез Чацкого-обличителя “Грибоедов как будто имел в виду русских сатириков, изображая Чацкого”. Наверное, кому-то Чацкий может показаться комическим героем. Возможно, комический оттенок появляется также благодаря остроумным репликам Чацкого.
Но мне кажется, что это скорее связано с жанром произведения, нежели с желанием автора выставить Чацкого в комическом свете. Кроме того, он не более комичен, чем все остальные персонажи.
Чацкий во всем противоположен типичным представителям фамусовского общества Если Молчалин, Фамусов, Скалозуб и им подобные видят смысл жизни в своем благоплучии, то Чацкий мечтает о бескорыстном служении Отчизне. В то же время он презирает слепое чинопочитание, угодничество. “Служить бы рад, прислуживаться тошно”, – эта фраза, ставшая крылатой, как нельзя лучше характеризует Чацкого. Он резко критикует общество, повязшее в лицемерии, убожестве и разврате. С горечью Чацкий говорит:
Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы
Не эти ли, грабительством богаты?
Чацкий понимает, что этим людям глубоко безразличны судьбы Родины и народа. Их мракобесие также не знает границ. Об этом красноречиво свидетельствуют реплики Фамусова: “забрать все книги бы да сжечь”, и “ученость – вот причина”, что “безумных развелось людей, и дел. и мнений”.
Чацкий ценит людей, обладающих умом, “алчущих познаний”, и увлеченных искусством “творческим, высоким и прекрасным”.
Чацкий восстает против общества фамусовых, скалозубов, молчаливых.
Трагичен конфликт молодого героя со средой, где на гонение обречены любовь, дружба и всякое сильное чувство, всякая живая мысль. Но его протест еще слишком слаб, чтобы поколебать устои этого общества. Его объявляют сумасшедшим, от него отворачиваются.
Конечно, Чацкий – герой трагический. Причем значительная доля этой трагичности заключается в его одиночестве. У Чацкого нет единомышленников.
Хотя нет! Один все-таки есть – это сам Грибоедов. Образ Софьи – первый в русской литературе образ думающей и чувствующей женщины
Еще В. Г. Белинский почувствовал в Софье “какую-то энергию характера” и удивился тому, что она, “не дорожа ничьим мнением”, ведет себя “не по расчету, а напротив, уж слишком по нерасчету”.
Простодушие и доверчивость Софьи особенно проявляются в том, как она воспринимает “ухаживания” Молчалина:
…и руку к сердцу жмет,
Из глубины души вздохнет,
Ни слова вольного, и так вся ночь проходит…
Софья увлекается чтением французских романов. Романы не могли не повлиять на ее представление о том, каким должен быть любимый и любящий человек. Софья очень чувствительна, и даже бедность Молчалина она расценивает как его достоинство: “Но робок…
Знаете, кто в бедности рожден…” Что уж говорить о других “совершенствах” Молчалина! Софье не нужны от него ни страсть, ни пылкость. Она не отрицает, что
Конечно, пет в нем этого ума,
Что гений для иных, а для иных – чума,
Который скор, блестящ и скоро опротивит,
Который свет ругает наповал,
Чтоб свет об нем хоть что-нибудь сказал.
Чацкий недоумевает: “…Какою ворожбой сумел к ней в сердце влезть?” И правда, какою? В чем причина такой самоотверженной и бескорыстной любви к этому “жалкому созданью” Молчалину? Неужели только в чтении романов?
Я думаю, что тут, скорее всего, сыграло роль одиночество Софьи. Нельзя забывать, что ей семнадцать лет, что уже три года она считает себя покинутой другом детства. У нее нет матери.
Кроме того, нужно помнить о том, кто ее отец. Будь он умным, добрым, чутким, понимающим, – вряд ли бы Софья получила такую душевную травму. И вот, в утешение себе, она и придумала своего Молчалина.
Несмотря на природную живость, остроумие, своенравие, в ней постепенно накапливается какая-то душевная усталость. “Вы знаете, что я собой не дорожу”. – говорит она Молчалину в финальной сцене. Молчалин, очевидно, знает. Скорее всего, он знает о ней многое из того, что она хранит в тайне от всех.
Ее возлюбленный оказался молчаливым, и она смогла заполнить это молчание своими фантазиями. Это приводит к тому, что Софья начинает строить свой образ Молчалина в подсознательном споре с Чацким. Она с особенным энтузиазмом начинает возвеличивать в нем те черты, которые особенно ненавистны Чацкому.
Получается, что ей нравится в Молчалине все, чего нет в Чацком: “Кого люблю я, не таков”. “Враг дерзости, всегда застенчивый, несмелый”, “Конечно, нет в нем этого ума, что гений для иных, а для иных чума”. И у Чацкого появляется догадка на этот счет:
Быть может, качеств ваших тьму,
Любуясь им, вы придали ему…
Анализируя диалоги Софьи и Чацкого, удивляешься – неужели они когда-то были дружны? На самом же деле они в чем-то очень похожи. И Софья, и Чацкий одарены природой: они по-своему искренни и бескомпромиссны, у них обоих цельные натуры, и каждый имеет четкую жизненную позицию.
Они оба – максималисты, и это проявляется в их отношении к “фамусовской Москве”. Но, в отличие от Чацкого, для Софьи эта Москва – родной дом. Она не судит “фамусовскую Москву”, а напротив, видит во всем одно только добро.
Она ищет в людях хорошее и, несмотря на свою наблюдательность, остается слепа ко злу.
Софья – натура чистая и светлая. О Софье можно сказать, что она – истинная христианка: с такой мудростью она прощает несовершенство каждого. Софья выбирает “бедного, но безгрешного” Молчалина и не глядит в сторону “золотого мешка” Скалозуба, который “метит в генералы”.
В Софье также очень развито чувство справедливости. Она восстает против стремления Чацкого оскорбит!) и унизить любимых ею людей:
А, Чацкий! Любите вы всех в шутов рядить,
Угодно ль на себя примерить?..
Мне кажется, что обвинять Софью в чем бы то ни было – значит уподобляться Чацкому, готовому сулить всех и вся. Мне хочется верить, что ни тайна, которую Софья так долго хранила, ни ее позор никогда не станут известны в обществе. И тогда у нее появится шанс в будущем стать счастливой, создать семью, о которой она так мечтала, и никогда не испытывать мучительного чувства одиночества.
Чацкий – комический или трагический герой?