БЫТ И НРАВЫ НАЧАЛА ДЕВЯТНАДЦАТОГО ВЕКА (по роману А. С. Пушкина “Евгений Онегин)

Роман “Евгений Онегин” – реалистическое произведение. А. С. Пушкин изобразил в нем современное ему дворянское общество 20-х годов XIX века, детально показав при этом, как и чем живут дворяне не только в обеих столицах, но и в провинции.

Для петербургского дворянства характерны суетность и мишурность: “везде поспеть немудрено”. День главного героя Евгения Онегина – воплощение суеты:

Бывало, он еще в постеле:

К нему записочки несут.

Что? Приглашенья? В самом деле,

Три дома на вечер зовут…

А затем – сменяющие

друг друга развлечения. Онегин живет по часам, не придавая смысла тому, что делает. День у него начинается после полудня, он встает поздно – это одна из черт жизни аристократов. После обеда Онегин едет в театр, хотя тот и потерял для него очарование, стал чем-то обыденным, надоевшим:

Еще амуры, черти, змеи

На сцене скачут и шумят…

А уж Онегин вышел вон;

Домой одеться едет он.

Бал начинался в девять или десять часов вечера, но в обычае светских молодых людей было принято приезжать за полночь. После ночного развлечения Онегин отправлялся спать:

Что ж мой Онегин? Полусонный

В постелю с бала едет он.

Евгений в рамках того времени был человеком достаточно высокообразованным и хорошо воспитанным, хотя учился и воспитывался дома:

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно.

А еще Пушкин отмечает, что Онегин “острижен по последней моде”. В кабинете у героя “янтарь на трубках Цареграда, фарфор и бронза на столе, духи в граненом хрустале”.

В этом столичном обществе превыше всего ставится общественное мнение, которое создает особенный тип поведения:

И вот общественное мненье!

Пружина чести, наш кумир!

И вот на чем вертится мир!

Основная черта провинциального дворянства – патриархальность, верность старине: Они хранили в жизни мирной Привычки милой старины. Среди провинциальных развлечений особое место занимает бал, причем новые веяния еще не проникли в глубинку, и поэтому в танцах господствует традиция:

Еще мазурка сохранила

Первоначальные красы:

Припрыжки, каблуки, усы.

В провинции женщины читают в основном сентиментальные романы. Круг чтения Татьяны типичен для деревенской барышни: романы Ричардсона и Руссо, сонник Мартына Задеки.

Деревенские жители много едят. Пушкин с удовольствием описывает деревенские разносолы. Еда составляет чуть ли не самую существенную часть деревенской жизни.

Поместные дворяне – одна большая семья. Они любят посудачить друг с другом. Взаимоотношения дворян с крестьянами не являются самостоятельной темой в романе, о них лишь упоминается в связи с характеристикой основных действующих лиц:

Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил;

И раб судьбу благословил.

Зеркалом поместного дворянства может служить семья Лариных. Пушкин подробно описывает их быт. Мать Ольги и Татьяны в молодости была московской барышней. Потом она вышла замуж за помещика, сначала плакала, а потом привыкла, стала полновластной хозяйкой:

Она езжала по работам

Солила на зиму грибы.

В романе изображены также гости Лариных, которые приехали на именины Татьяны:

С своей супругою дородной

Приехал толстый Пустяков;

Гвоздин, хозяин превосходный,

Владелец нищих мужиков;

Скотинины, чета седая…

Уездный франтик Петушков,

Мой брат двоюродный, Буянов,

В пуху, в картузе с козырьком

(Как вам, конечно, он знаком),

И отставной советник Флянов,

Тяжелый сплетник, старый плут,

Обжора, взяточник и шут.

Нетрудно заметить, что у всех гостей “говорящие” фамилии. И конечно же, все они неисправимые консерваторы. Когда Онегин заменил барщину оброком, они назвали его опаснейшим чудаком и дружбу с ним прекратили. Там же, в деревне, встречались и лучшие представители дворянства. Таковы Ленский и Онегин. Ленский стал близким другом Евгению. Он увлекался модными в то время философскими учениями и оторванной от жизни мечтательной романтической поэзией. У Ленского много прекрасных задатков, но ему недостает знания и понимания действительности. Он воспринимает людей как романтик и мечтатель.

Как и Онегину, Ленскому чуждо общество провинциального дворянства с его узкими интересами, но он идеализирует Ольгу Ларину – обыкновенную девушку, которая легкомысленно относится к любви. Ее образ – это пародия на сентиментальный портрет.

Центральный женский образ в романе – образ Татьяны Лариной. Пушкин называет свою героиню “русскою душою”, “милым идеалом”. В характере Татьяны есть черты, которые роднят ее и с Онегиным и с Ленским. Татьяна поражает своеобразием, самобытностью. Онегин “нелюдим”, живет “анахоретом”, и Таня “в семье своей родной казалась девочкой чужой”. Одинокой она чувствует себя и в деревне, и в высшем свете. Она проста и искренна.

Татьяну воспитывала крепостная няня. Няня Татьяны – подлинный представитель женщин из простого народа. Она рассказывает в романе о судьбе женщины-крестьянки.

Жизнь в провинции течет размеренно, однообразно, но в то же время она не лишена определенного практического смысла, а в жизни московского общества “не видно перемен”, “все на старый образец”. В гостиных можно услышать бессвязный вздор. В дворянском собрании собираются, чтобы показать новый жилет, похвастаться тем и этим. Московская жизнь скучна и пуста. Все в ней бледно, равнодушно: “Они клевещут даже скучно”. Вообще же Москва представляет собой как бы промежуточное звено между провинцией и Петербургом.

“Евгений Онегин” – в высшей степени оригинальное и национальное русское произведение. Роман Пушкина составил прочное основание новой русской поэзии, новой русской литературе.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 3.50 out of 5)

БЫТ И НРАВЫ НАЧАЛА ДЕВЯТНАДЦАТОГО ВЕКА (по роману А. С. Пушкина “Евгений Онегин)