Жизнь М. Цветаевой была переплетена с судьбами других поэтов серебряного века. Со многими из них были дружеские отношения, некоторые из поэтов вдохновляли ее на прекрасные стихи – В. Маяковский, О. Мандельштам, Б. Пастернак. Я хочу рассказать о блоковской теме в поэзии М. Цветаевой.
Эта тема звучит, прежде всего, в цикле “Стихи к Блоку”. Это произведение – непосредственный отклик на смерть поэта, и потому звучание их трагично и торжественно:
Ты проходишь на запад солнца,
Ты увидишь вечерний свет.
Ты проходишь на запад солнца,
И
Смерть поэта воспринимается поэтом как непоправимая утрата – и личная, и общечеловеческая:
Так, господи! И мой обол
Прими на утвержденье храма.
Не свой любовный произвол
Пою – своей отчизны рану.
Боль этой раны терзает душу М. Цветаевой, но сквозь эту боль она ощущает, что эта утрата неизбежна, потому что поэт – “до всякого столетья” – изначально не принадлежит ни своему времени, ни людям этого времени:
И по имени не окликну, И руками не потянусь, Восковому, святому лику Только издали поклонюсь.
Ощущение отдельности, бесконечной удаленности поэта от мира – один из сквозных мотивов цикла.
Вот он – гляди, – уставший от чужбины,
Вождь без дружин.
Вот – горстью пьет из горней быстрины, –
Князь без страны.
Но одновременно М. Цветаева подчеркивает в А. Блоке предельную обращенность к миру и к людям, их тревогам, болям и надеждам:
И вот в громах, как некий серафим,
Откуда-то из древних утр туманных –
Как нас любил, слепых и безымянных,
За синий плащ, за вероломства – грех…
И как нежнее всех – ту, глубже всех
В ночь канувшую – на дела лихие!
И как не разлюбил тебя, Россия.
В цветаевских стихах действительно звучит голос А. Блока. Голос поэта сильнее смерти, он превозмогает небытие и остается живым и нетленным. Именно поэтому в этих стихах возникают все главные темы блоковского творчества: и Россия, и синий плащ, в который завернулась прекрасная незнакомка. Блоковская метель, блоковский снег и символы беспредельной стихии мироздания снова и снова возникают в цикле:
Снежный лебедь
Мне под ноги перья стелет.
Перья реют
И медленно никнут в снег.
А над равниной –
Вещая вьюга.
Дева, ужель не узнала друга?
Голос поэта выводит его за пределы человеческого мира. Поэтому А. Блок в стихах М. Цветаевой – олицетворение небесной сущности поэзии. Поэт – это ангел, низвергнутый в земную жизнь и терпящий всю муку этого низвержения и необходимости находиться в чуждом ему мире – “рваные ризы, крыло в крови”:
О поглядите – как
Веки ввалились темные!
О поглядите – как
Крылья его поломаны!
Одновременно судьба поэта накладывается на судьбу Иисуса Христа. Точка пересечения – смертные муки и грядущее воскресение. Поэт воскресает, “смертию смерть поправ”, в своем поэтическом слове:
Мертвый лежит певец
И воскресенье празднует
Без зова, без слова, –
Как кровельщик падает с крыш.
А может быть снова
Пришел, – в колыбели лежишь?
Но мысль о грядущем воскресении соединяется с мыслью о непреложности смерти. В этом основа трагического звучания цикла.
Слово “поэт” для М. Цветаевой звучит всегда трагично, так как поэт не совпадает со своей эпохой – он “до всякого столетья”, причастность к тайнам бытия, поэтические прозрения не спасают его от жестокости мира. А. Блок в стихах М. Цветаевой – олицетворение трагедии поэта.
Блоковская тема в поэзии М. Цветаевой