Родился в Москве в семье научного работника. В 1957 г. окончил Московский архитектурный институт. Первые стихи опубликовал в 1958 г. В 1960 г. вышли первые два сборника его стихов и поэм: “Парабола” в Москве и “Мозаика” во Владимире.
Далее последовали “40 лирических отступлений из поэмы “Треугольная груша” , “Антимиры” , “Ахиллесово сердце” , “Тень звука” , “Взгляд” , “Выпусти птицу!” , “Дубовый лист виолончельный” , “Витражных дел мастер” , “Соблазн” , “Безотчетное” , “Прорабы духа”
Свою поэтическую вселенную Вознесенский начал созидать с поэмы “Мастера”, где речь идет не только о семи древнерусских молодцах строителях “крамольного храма”, но и о “художниках всех времен”. О себе поэт тогда же сказал: Я той же артели, Что семь мастеров. Бушуйте в артериях, Двадцать веков! Среди “художников всех времен” Вознесенскому особенно близки зодчие, ваятели, живописцы и поэты, чье творчество в чем-то сродни изобразительному искусству . Экспрессивная изобразительность характерна и для поэзии самого Вознесенского, но особенно отчетливо сказывается в ней архитектурное видение мира . Довольно рано, еще со сборника “40 лирических отступлений из поэмы “Треугольная груша”, он начал вводить в поэтические книги свою лирическую прозу: небольшие заметки, статьи, очерки, эссе. В книге “Ров” из них образовалась довольно большая “пристройка”, в которую вошли и обширные эссе “О”, “Мне четырнадцать лет”, “Прорабы духа”.
Вознесенский одним из первых ощутил острую потребность в “тишине”. Тишина необходима поэту для общения с природой, для любви, для внутренней сосредоточенности и размышлений о жизни, для обретения чувства гармонии, она является альтернативой, противовесом центробежному движению века, его научно-техническому прогрессу и дисгармонии. С такой тишиной связана и поэма о любви “Оза”. Тема женственности вообще широко представлена в поэзии Вознесенского: “Свадьба”, “Осень”, “Сидишь беременная, бледная…”, “Бьют женщину”, “Противостояние очей”, “Елена Сергеевна”, “Песня Офелии”, “Бьет женщина”, “Монолог Мерлин Монро”, “Лед-69”, “Авось!”. Тема Великой Отечественной войны является одной из важных в творчестве Вознесенского.
С ней связаны “Баллада 41-го года”, позднее озаглавленная как “Баллада Керченской каменоломни”, “Гойя”, “Неизвестный реквием в двух шагах, с эпилогом”, “Доктор Осень” и другие произведения. Поэма “Ров” посвящена суду над гробокопателями, добывавшими золото и другие драгоценные вещи из захоронения 12 тысяч мирных жителей, главным образом евреев, расстрелянных во время войны фашистами неподалеку от Симферополя. Преступление алчных людей перед священной памятью о жертвах войны поэт рассматривает как величайший грех, ведущий к распаду связи времен, к разрыву духовно-нравственных связей между людьми, поколениями, эпохами. Тема распада проходит через все творчество Вознесенского, но со временем смысл ее существенно изменяется: если в ранний период, в 60-е гг., поэт говорил о распаде старых, отживших свой век форм жизни и искусства, мешавших рождению и утверждению нового, то в 1980-е первую половину 90-х гг. речь уже идет о распаде бытийных, жизнестроительных духовно-нравственных ценностей . Противоядием против бездуховности и варварства Вознесенский считает поэзию и искусство , подвижническую деятельность русских интеллигентов “прорабов духа” и возрождение христианских ценностей.
Неохристианские мотивы в его творчестве становятся весьма существенными, начиная с поэмы “Андрей Полисадов” , повествующей о жизни священнослужителя прапрадеда поэта. Творчество Вознесенского по своему духу и художественной структуре глубоко драматично, зрелищно, театрально и сценично. На основе его произведений Ю. Любимов поставил в Театре на Таганке спектакль “Антимиры”, Р. Гринберг в Ивановском молодежном театре поставила сценические композиции “Парабола” и “Мозаика”, А. Рыбников написал рок-оперу “Юнона и Авось”, а М. Захаров поставил ее в Театре им.
Ленинского комсомола; Р. Щедрин “Поэторию”, А. Нилаев ораторию “Мастера”, В. Ярушин рок-ораторию “Мастера”. Вознесенский много экспериментирует в области художественной формы, особенно в последние годы, создает “видеомы”, в которых стихи совмещаются с рисунками, фотографиями, шрифтовыми композициями, текст располагается в определенной форме, например в форме креста . По замыслу автора, такая визуальная поэзия должна соединять зрительное восприятие с духовным.
Биография Вознесенский Андрей Андреевич