Биография Мандельштам Осип Эмильевич

МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич , русский поэт. Начинал как представитель акмеизма. Поэзия насыщена культурно-историческими образами и мотивами, отмечена конкретно-вещественным восприятием мира, трагическим переживанием гибели культуры. Сборники “Камень” , “Tristia” , цикл “Воронежские тетради” . Книга “Разговор о Данте” , автобиографическая проза, статьи о поэзии. Репрессирован; реабилитирован посмертно.

МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич [3 января 1891, Варшава – 27 декабря 1938, лагерь Вторая Речка под Владивостоком], русский поэт,

прозаик, переводчик, эссеист. Из петербургской еврейской купеческой семьи. Учился в Тенишевском училище, увлекался эсеровским движением . В 1907-08 слушал лекции в Париже, в 1909-10 в Гейдельберге, в 1911-17 изучал в Петербургском университете романскую филологию . Первые стихотворные опыты в народническом стиле относятся к 1906, систематическая работа над поэзией началась с 1908, первая публикация – 1910. Мандельштам примыкает к символизму . Его программа – сочетать “суровость Тютчева с ребячеством Верлена”, высокость с детской непосредственностью.

Сквозная тема стихов – хрупкость здешнего мира и человека перед лицом непонятной вечности и судьбы ; интонация – удивленной простоты; форма – короткие стихотворения с очень конкретными образами . Поэт ищет выхода в религии , посещает заседания Религиозно-философского общества, но в стихах его религиозные мотивы целомудренно-сдержанны . В 1911 принимает крещение по методистскому обряду. Из стихов этих лет Мандельштам включил в свои книги менее трети. В 1911 Мандельштам сближается с Н. С. Гумилевым и А. А. Ахматовой, в 1913 его стихи Notre Dame, “Айя-София” печатаются в программной подборке акмеистов . Программа акмеизма для него – конкретность, “посюсторонность”, “сообщничество сущих в заговоре против пустоты и небытия”, преодоление хрупкости человека и косности мироздания через творчество : поэт уподобляется зодчему, первая книга Мандельштама называется “Камень” . Так же “зодчески” должно строиться и общество . Стихи его приобретают высокую торжественность интонаций, насыщаются классическими мотивами ; в сочетании с бытовыми и книжными темами это порой дает остраненно-причудливые рисунки . К нему приходит известность в литературных кружках, он свой человек в петербургской богеме, задорный, ребячливый и самозабвенно-торжественный над стихами. Первую мировую войну Мандельштам сначала приветствует, потом развенчивает ; отношение к октябрю 1917 как к катастрофе сменяется надеждой на то, что новое “жестоковыйное” государство может быть гуманизовано хранителями старой культуры, которые вдохнут в его нищету домашнее, “эллинское” тепло человеческого слова.

Об этом – его лирические статьи “Слово и культура”, “О природе слова”, “Гуманизм и современность”, “Пшеница человеческая” и др. . В 1919-20 он уезжает из голодного Петербурга на юг , но от эмиграции отказывается; в 1922 поселяется в Москве с молодой женой Н. Я. Хазиной , которая станет его опорой на всю жизнь, а после гибели героически спасет его наследие. Стихи 1916-21 гг. написаны в новой манере, значения слов становятся расплывчаты, иррациональны: “живое слово не обозначает предметы, а свободно выбирает, как бы для жилья,… милое тело”. Слова соединяются в фразы только звуками и семантической эмоцией , связь между фразами теряется из-за пропусков ассоциативных звеньев. В тематике появляются “черное солнце” любви, смерти, исторической катастрофы, “ночное солнце” сохраняемой и возрождаемой культуры, круговорот времен, а в центре его – “святые острова” Эллады . К 1923 надежды на гуманизацию нового общества иссякают, Мандельштам чувствует себя отзвуком старого века в пустоте нового и после 1925 на пять лет перестает писать стихи; только в 1928 выходят итоговый сборник “Стихотворения” и прозаическая повесть “Египетская марка” о судьбе маленького человека в провале двух эпох. С 1924 Мандельштам живет в Ленинграде, с 1928 в Москве, бездомно и безбытно, зарабатывая изнурительными переводами: “чувствую себя должником революции, но приношу ей дары, в которых она не нуждается”.

Он принимает идеалы революции, но отвергает власть, которая их фальсифицирует. В 1930 он пишет “Четвертую прозу”, жесточайшее обличение нового режима, а в 1933 – стихотворную инвективу против Сталина . Этот разрыв с официальной идеологией дает ему силу вернуться к творчеству : его стихи – о чести и совести, завещанных революционными “разночинцами”, о новой человеческой культуре, которая должна рождаться из земной природы, как биологическое или геологическое явление . Ассоциативный стиль его стихов становится все более резким, порывистым, темным; теоретическая мотивировка его – в эссе “Разговор о Данте” . В мае 1934 Мандельштам арестован , сослан в Чердынь на Северном Урале, после приступа душевной болезни и попытки самоубийства переведен в Воронеж. Там он отбывает ссылку до мая 1937, живет почти нищенски, сперва на мелкие заработки, потом на скудную помощь друзей.

Мандельштам ждал расстрела: неожиданная мягкость приговора вызвала в нем душевное смятение, вылившееся в ряд стихов с открытым приятием советской действительности и с готовностью на жертвенную смерть ; впрочем, многие исследователи видят в них лишь самопринуждение или “эзопов язык”. Центральное произведение воронежских лет – “Стихи о неизвестном солдате”, самое темное из сочинений Мандельштама, с апокалиптической картиной революционной войны за выживание человечества и его мирового разума. Мандельштам то надеялся, что “ода” спасет его, то говорил, что “это была болезнь”, и хотел ее уничтожить. После Воронежа он живет год в окрестностях Москвы, “как в страшном сне” . В мае 1938 его арестовывают вторично – “за контрреволюционную деятельность” – и направляют на Колыму. Он умер в пересыльном лагере, в состоянии, близком к сумасшествию, по официальному заключению – от паралича сердца.

Имя его оставалось в СССР под запретом около 20 лет.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 3.00 out of 5)

Биография Мандельштам Осип Эмильевич