Федор Михайлович Достоевский довольно часто в своем творчестве использовал библейские темы и мотивы. Не стал исключением и роман “Преступление и наказание”. Так, путь, который проходит главный герой произведения, обращает нас к образу первого на земле убийцы – Каина, ставшего вечным скитальцем и изгнанником.
финал.jpg" width="200" style="vertical-align: middle;" class=""/> | |
Михаил Титов. Воскрешение Лазаря. Из росписи храма Воскресения Христова в Санкт-Петербурге. 1890 | Илья Глазунов. Иллюстрация к финалу романа “Преступление и наказание”. 1983 |
С образом Раскольникова связан также мотив смерти и воскресения. В тексте романа Соня совершившему преступление герою читает евангельскую притчу об умершем Лазаре, которого воскресил Иисус. Параллели между Раскольниковым и библейским Лазарем отмечали многие исследователи творчества Ф. М. Достоевского, ведь мотив смерти и воскресения нашел свое отражение непосредственно в тексте произведения. Например, после совершения преступления главный герой становится своеобразным духовным мертвецом, лицо его мертвенно-бледное, он замыкается в себе, ему “все надоели смертельно”, Разумихину он говорит о том, что “очень был бы рад умереть”, он не может общаться с людьми, а квартира его похожа на гроб. И если к воскресению Лазаря причастны его сестры, Марфа и Мария, которые приводят к брату Иисуса, то возрождению Раскольникова способствует Соня Мармеладова.
Это она вселяет в его омертвевшее сердце любовь, что и приводит к его духовному воскресению.
Библейские мотивы в романе “Преступление и наказание”