М. А. Булгаков рос в благополучной семье. В детстве Михаила Афанасьевича влекло к сцене, к театру. Окончив гимназию, он поступил в университет на медфакультет. Стремление к искусству не слабело. Видно, свыше Булгакову суждено было быть не лекарем, а писателем.
Он рано стал смотреть на вещи только свойственным ему взглядом, видя в чем-то драматизм, а в чем-то трагедийность. Путь Булгакова в литературу был труден. Дорога в писатели лежала через журналистскую работу. Он печатал газетные статьи. Нельзя не упомянуть о театре.
Жизнь и с ним столкнула
Особенно тяжелыми были дни 1929 года. К этому времени у Булгакова написано три пьесы, но ни одна не принесла успеха писателю. А к тому же ужасные нападки критики.
Но вопреки всему Михаил Афанасьевич пишет, творит.
Ранние повести и рассказы Булгакова, такие как “Морфий”, “Роковые яйца”, “Дни Турбиных” – имели успех у читателей, но и, наверно, были встречены резкой критикой. Конечно, все эти беды и огорчения причиняли страдание писателю.
М. А. Булгаков просто ненавидел бюрократизм и мещанство. Он презрительно смотрел на новых буржуа. Его образная и сатирическая фантазия в “Роковых яйцах” высмеивает весь авантюризм и всю бескультурщину правящих кругов.
Я думаю, что так никто не сможет, как Булгаков, красочно и образно показать всю гнусность людей.
На долю писателя выпали тяжелые годы гражданской войны. Он видел, как рушилось все старое. Михаил Афанасьевич не мог оставить свой народ. Он участвовал вместе с ним в создании новой культуры. Я считаю, ему было трудно сделать этот выбор.
Чтобы запечатлеть годы войны, Михаил Булгаков пишет свой первый большой роман “Белая гвардия”.
“Белая гвардия” это роман, посвященный коренному явлению русской истории прошлого и настоящего, вечному источнику народных бедствий и государственных катастроф – междоусобице.
Война охватила не отдельные группы, слои, сословия, а все население огромной страны. Она внесла вражду в семьи, породила кровавые расправы в городах и селах, колоссальные побоища армий и оставила веку наследие ненависти и террора.
В первой главе романа отчетливо развивается тема “заблудившихся в буране революции людей”, для которой характерны страшная обличительная сила и неизменная правдивость. Турбинным преподан урок истории, урок жестокий. Но, пройдя через кровь и смерть, им придется понять и принять его.
Они должны будут сделать свой выбор, найти свое место в новой России.
Булгаков помещает своих героев в контекст мировой истории.
Масштабы повествования с самого начала намечены двумя эпиграфами – из пушкинской “Капитанской дочки” и “Откровения Святого Иоанна Богослова”. Эпиграфы сразу связали события Гражданской Войны на Украине в 1918-1919 годах с междоусобицами прошлых веков в России и с историей злодеяний человечества.
Картина бурана, запечатленная в первом эпиграфе – символ исторической бури, разбушевавшейся стихии бунта. Образы “Откровения..” повествования о гибели греховного мира, мучительном очищении и возрождении человечества – пронизывают весь роман, начиная с предсказаний отца Александра, друга семьи Турбиных, о грядущих испытаниях. Он цитирует “Откровения…”: “Третий ангел вылил чашу свою в реки и источником вод, и сделалась кровь”.
Автор понимал свой роман именно как эпопею – повествование о судьбах не только отдельных персонажей, семьи, но и народа, страны. “Стать бесстрастно над красными и белыми” – вот основной замысел Булгакова. Эта позиция принципиально отличается от позиции большинства советских писателей, повествовавших о Гражданской войне: они безоговорочно стояли на стороне красных.
Автор воспринимает революцию и гражданскую войну как продолжение вечной борьбы добра и зла, как страшное возмездие за грехи и преступления. Прошлое, настоящее и будущее переходят из одного в другое: прошлое – причина начала страданий и бедствий народа, в свою очередь, настоящее предопределяет будущее.
Булгаков смотрит на современность, как на продолжение истории. Он рисует мир сплетений, сорванных “со своих винтов”, непредсказуемый. Он набрасывает сцены без очевидной последовательности, выхватывает лица и события разных планов. Все события происходят в Городе или на близких подступах к нему.
Они охватывают период зимы 1918-1919 годов: от взятия Города петлюровцами до прихода войск.
Пламя событий гражданской войны равно освещает и оценивает жизнь прежнюю, ее людей и новую революционную действительность, ее деятелей. Так рождаются художественные образы. Семья Турбиных становится причастна великим событиям, преобразившим ее, делается участницей дел страшных и удивительных.
Турбиным преподан урок истории, урок жестокий, но, пройдя через кровь и смерть, они, в конце концов, понимают и принимают его. Турбины остаются верны высоким идеалам. Каждый из героев романа совершает свой нравственный выбор.
Полковник Щеткин, спасая свою жизнь, посылает на смерть офицеров и юнкеров, капитан Тальбург делает карьеру, приспосабливается к смене властей.
Те, кто нарушил естественный ход истории, совершили преступление перед всеми, – в том числе перед усталым и замерзшим часовым у бронепоезда. В рваных валенках, в рваной шинели, зверски, не по-человечески, озябший человек засыпает на ходу, и снятся ему родная деревня и сосед, идущий навстречу. “И тотчас грозный сторожевой голос в груди выстукивал три слова:
“- Прости… часовой… замерзнешь…”
Зачем отдан этот человек бессмысленному кошмару?
Зачем отданы этому тысячи и миллионы других?
Можно не быть уверенным, что маленький Петька Щеглов, который жил во флигеле и увидел замечательный сон о сверкающем алмазном шаре, дождется того, что сон обещал ему, – счастья?
Кто знает? В эпоху битв и потрясений хрупка, как никогда, отдельная человеческая жизнь. Но тем и сильна Россия, что есть в ней люди, для которых понятие “жить” равносильно понятиям “любить”, “чувствовать”, “постигать”, “думать”, быть верным долгу и чести.
Эти люди знают, что стены Дома – не просто жилище, а место связи поколений, место, где сохранена в нетленности душевность, где никогда не исчезает духовное начало, символ которого – главная часть Дома – книжные шкафы, наполненные книгами.
Верный исторической правде, Булгаков показывает обреченность своих героев. “Дружно живите..”, – говорит в начале романа мать, “светлая королева”,а “им придется умирать”. История захватывает всех, но большинство людей принимают участие, не осознав истинного смысла происходящего. Война не только рушит жизни людей, но и разрушает их изнутри, обрекая на моральную деградацию.
Из конкретных образов романа возникают образы символы, построенные на исторических ассоциациях. Дом – сквозной образ романа, присутствующий так или иначе на каждой странице романа. Это образ-символ, вместивший в себя разные конкретные дома в первую очередь, дом Турбиных, а затем – дом Василисы, дом Щегловых, дом Най-Турсов, дом Юлии Рейсс. И одновременно это дом вообще, семейный очаг условие человеческого благополучия и государственного благополучия.
Образ Города – широкое обобщение. Нечто сходное совершалось во многих городах, может быть, и не только России: перед нами и конкретный город, и некий вечный Город, где разворачивается историческая трагедия.
1919 год еще впереди. Мы видим только его начало. Что будет дальше?
Стоит надеется и верить, что будет не одно страшное: будет и радость, и свет, и расцвет новых жизней и, как произнес в начале романа отец Александр: “..тяжкое время, тяжкое, что говорить… но унывать-то не следует”. Но надежда всегда есть: “Все пройдет страдания, муки, кровь, голод и ор”.
Белая гвардия Михаила Булгакова. Тема “заблудившихся в буране революции людей”