В дороге “Скучно! Скучно!.. Ямщик удалой, Разгони чем-нибудь мою скуку! Песню, что ли, приятель, запой Про рекрутский набор и разлуку; Небылицей какой посмеши Или, что ты видал, расскажи – Буду, братец, за все благодарен”. – Самому мне не весело, барин: Сокрушила злодейка жена!..
Слышь ты, смолоду, сударь, она В барском доме была учена Вместе с барышней разным наукам, Понимаешь-ста, шить и вязать, На варгане играть и читать – Всем дворянским манерам и шуткам. Одевалась не то, что у нас На селе сарафанницы наши, А, примерно представить, в
Вышла замуж господская дочь, Да и в Питер… А справивши свадьбу, Сам-ат, слышь ты, вернулся в усадьбу, Захворал и на Троицу в ночь Отдал богу господскую душу, Сиротинкой оставивши Грушу… Через месяц приехал зятек – Перебрал по ревизии души И с запашки ссадил на оброк, А потом добрался и до Груши. Знать, она согрубила ему В чем-нибудь, али напросто тесно Вместе жить показалось в дому, Понимаешь-ста, нам неизвестно.
Воротил он ее на село – Знай-де место свое ты, мужичка! Взвыла девка – крутенько пришло: Белоручка, вишь ты, белоручка! В этом стихотворении поднимаются темы, которые были традиционны для творчества Некрасова, – жизнь и страдания простого народа. Автор рассказывает о судьбе крестьянской девушки, выросшей в господском доме, но впоследствии выданной замуж за простого мужика. В стихотворении присутствует образ рассказчика, обращением которого открывается лирическое повествование.
Это барин, находящийся в дороге. Чтобы скоротать время, он предлагает ямщику позабавить его песней, рассказом. Ситуация вполне естественна.
Но барин хочет послушать мужика только ради забавы, не интересуясь на самом деле его судьбой. А ямщик внезапно начинает рассказ о серьезных вещах, рассказ, который не может оставить слушателя безучастным. Слова: “Скучно! скучно!..”, которыми начинается стихотворение, заслуживают особого рассмотрения.
Автор понимает под ними не только дорожную скуку. Имеется в виду “скучно” в значении “печально”, “грустно”, “безнадежно”. Это относится и к рассказу ямщика, и к жизни всего народа. “Самому мне невесело”, – говорит ямщик барину.
И рассказывает о судьбе своей жены – девушки, воспитанной в господском доме вместе с молодой барышней. Здесь скрыт намек на один из главных конфликтов деревенского общества – противопоставление крестьян и дворни. Дворовые слуги хорошо одеты, перенимают манеры своих господ, но становятся игрушками в их руках. Перестав быть нужными господам, они уже не могут заниматься хозяйством, так как всю жизнь были оторваны от земли. Им только и остается, что терпеть злобу и насмешки своих братьев-крестьян.
Очень остро в те времена стояла проблема оброка и барщины. Барин полностью распоряжался жизнью всех крепостных. Умер старый господин – и новый переводит их с барщины на оброк. Оброк был более выгодной формой хозяйства по сравнению с барщиной. Но крестьяне не могли сразу поменять тип ведения хозяйства.
Таким образом, барин только усложнял им жизнь. Судьба девушки и ее мужа – в центре проблематики стихотворения. Возможно, Груша была незаконной дочерью старого барина. В тексте об этом не говорится прямо, но иначе положение Груши в доме объяснить нельзя.
Это было обычным явлением в то время. Об этом говорят и строки “Отдал богу господскую душу, сиротинкой оставивши Грушу”). Когда ее прежний господин умирает, девушке приходится терпеть домогательства нового барина. Кончается тем, что ее отсылают в деревню, а она не приспособлена к сельской жизни. Против воли ее выдают замуж за мужика.
Супруги не понимают друг друга, у них разные интересы, образование, воспитание. Прихоть помещика ломает судьбы двух людей. Такие прихоти ломают судьбы миллионов подневольных крестьян. Некрасова продолжал раскрывать проблемы, поставленные Тургеневым.
Оба писателя принадлежали к литературному направлению натурализма. Они глубоко затрагивали тему народной жизни – самый острый вопрос того времени. Но творчество Некрасова трагичнее, он обращал внимание на серьезность проблемы и призывал к этому всех, видя в этом основу бед всего русского народа. Автор использует множество деталей.
Они очень ярко изображают интерьер барского дома, шитье и вязанье. Показываются жители села – девушки в сарафанах, типичные обитатели усадьбы – учитель и кучер. Некрасов создал стихотворение в форме “монолога в монологе”. Композиция состоит из обращения путника и рассказа ямщика.
Этому соответствует стиль – повествование. В речи мужика во множестве используются простонародные слова и выражения. Это позволяет сделать речь красочной и реалистичной. Напевное звучание под аккомпанемент стука копыт создается в стихотворении с помощью размера.
Оно созвучно народной речи, благодаря чему стихотворение напоминает народную песню-жалобу.
Анализ стихотворного текста Н. А. Некрасова “В дороге”