Во все времена из общей массы женщины непременно выделяются те, которые умет подать себя в обществе, обладают неким шармом и удивительным обаянием. Такие особы становятся центром любой компании и притягивают к себе внимание, словно магнит. Однако далеко не все из них в шумной и пестрой толпе чувствуют себя по-настоящему счастливо. Ведь под блистательной маской благополучия нередко скрываются тоска, душевная боль, чувство одиночества и неприкаянности. Образ такой женщины нарисовал в своем стихотворении “Кензели” (1911 г.) поэт Игорь Северянин,
“Ваше платье изысканно, ваша тальма лазорева”, – отмечает автор, рассказывая о типичной представительницы высшего света, которая является украшением любого званого ужина. Она умна и привлекательна, умеет поддержать разговор на любую тему и обладает удивительной проницательностью, с первого взгляда определяя, что за человек находится перед ней. Но все эти достоинства, увы, не в состоянии дать ей то, чем обладают самые обыкновенные женщины – тепла, любви и взаимопонимания. Соперницы ее ненавидят и пытаются подражать, мужчины боготворят и мечтают заполучить в свои объятия. Но никому не интересно, что же происходит в душе этой гордой и надменной красавицы, которая может позволить себе все радости жизни, но не нуждается в них.
Эта особа устала от мимолетных романов, и больше не желает быть игрушкой в чужих руках. Поэтому ей безразличны комплименты мужчины и завистливые взгляды женщин, с каждой из которых она бы с радостью поменялась местами. “Вы такая эстетная, Вы такая изящная… Но кого же в любовники? И найдется ли пара Вам?”, – вопрошает поэт, хотя уже знает ответ на этот вопрос. В понятии Игоря Северянина “любовник” – то от слова “любить”, однако таких мужчин на своем пути эта светская львица не встречала. Мужчины, словно мотыльки, слетаются к ней, опьяненные красотой. Но ни один из них не испытывает тех возвышенных и благородных чувств, о которых она мечтает. В итоге единственным человеком, которому она может поведать о своих бедах, становится юный водитель автомобиля, который доставляет ее с очередного бала домой. “Жизнь доверьте Вы мальчику в макинтоше резиновом”, – отмечает Северянин, понимая, что больше никто не будет так сочувственно и бережно относиться к этой женщине, кроме этого молодого человека, видящего в ней за блеском мишуры несчастное и никому не нужное существо.
Анализ стихотворения Северянина “Кензели