В Этом стихотворении поднимаются темы, которые были традиционны для Творчества Некрасова, – жизнь и страдания простого народа. Автор рассказывает о судьбе крестьянской девушки, выросшей в господском доме, но впоследствии выданной замуж за простого мужика.
В стихотворении присутствует образ рассказчика, обращением которого открывается лирическое повествование. Это барин, находящийся в дороге. Чтобы скоротать время, он предлагает ямщику позабавить его песней, рассказом. Ситуация вполне естественна. Но барин хочет послушать мужика
Слова: “Скучно! скучно!..”, которыми начинается стихотворение, заслуживают особого рассмотрения. Автор понимает под ними не только дорожную скуку. Имеется в виду “скучно” в значении “печально”, “грустно”, “безнадежно”. Это относится и к рассказу ямщика, и к жизни всего народа.
“Самому мне невесело”, – говорит ямщик барину. И рассказывает о судьбе своей жены – девушки, воспитанной в господском доме вместе с молодой барышней. Здесь скрыт намек на один из главных конфликтов деревенского общества – противопоставление крестьян и дворни. Дворовые слуги хорошо одеты (“Одевалась не то что…”), перенимают манеры своих господ, но становятся игрушками в их руках. Перестав быть нужными господам (“Не нужна…”), они уже не могут заниматься хозяйством, так как всю жизнь были оторваны от земли. Им только и остается, что терпеть злобу и насмешки своих братьев-крестьян (“Белоручка…”).
Очень остро в те времена стояла проблема оброка и барщины. Барин полностью распоряжался жизнью всех крепостных. Умер старый господин – и новый переводит их с барщины на оброк. Оброк был более выгодной формой хозяйства по сравнению с барщиной (труд на господских полях). Но крестьяне не могли сразу поменять тип ведения хозяйства. Таким образом, барин только усложнял им жизнь.
Судьба девушки и ее мужа – в центре проблематики стихотворения. Возможно, Груша была незаконной дочерью старого барина. В тексте об этом не говорится прямо, но иначе положение Груши в доме объяснить нельзя. Это было обычным явлением в то время. Об этом говорят и строки “Отдал богу господскую душу, сиротинкой оставивши Грушу”).
Когда ее прежний господин умирает, девушке приходится терпеть домогательства нового барина (“А потом…” и далее). Кончается тем, что ее отсылают в деревню, а она не приспособлена к сельской жизни. Против воли ее выдают замуж за мужика. Супруги не понимают друг друга, у них разные интересы, образование, воспитание. Прихоть помещика ломает судьбы двух людей. Такие прихоти ломают судьбы миллионов подневольных крестьян.
Некрасов продолжал раскрывать проблемы, поставленные Тургеневым. Оба писателя принадлежали к литературному направлению натурализма. Они глубоко затрагивали тему народной жизни – самый острый вопрос того времени. Но Творчество Некрасова трагичнее, он обращал внимание на серьезность проблемы и призывал к этому всех, видя в этом основу бед всего русского народа.
Автор использует множество деталей. Они очень ярко изображают интерьер барского дома, шитье и вязанье. Показываются жители села – девушки в сарафанах, типичные обитатели усадьбы – учитель и кучер.
Некрасов создал стихотворение в форме “монолога в монологе”. Композиция состоит из обращения путника и рассказа ямщика. Этому соответствует стиль – повествование. В речи мужика во множестве используются простонародные слова и выражения (порядок слов, вводные элементы “слышь ты”, “понимаешь-ста”, слова “баит”, “али”, искаженное произношение “тоись” и др.). Это позволяет сделать речь красочной и реалистичной.
Напевное звучание под аккомпанемент стука копыт создается в стихотворении с помощью размера (это трехстопный анапест). Оно созвучно народной речи, благодаря чему стихотворение напоминает народную песню-жалобу.
Анализ стихотворения Некрасова “В дороге” (1)