М. М. Пришвин вошел в литературу не только как талантливый писатель, но и как этнограф, географ, космограф. Однако его произведения не были востребованы в советском обществе. Идеальными для литературы того времени были произведения, полные высокого гражданского и революционного пафоса, насыщенные социалистическими лозунгами тех лет.
Творчество Пришвина считали попыткой уйти от реальной жизни, от решения насущных проблем о строительстве светлого будущего. Открытие Пришвина как талантливого художника слова состоялось только в последние
Огромное влияние на все его творчество оказала природа его родного края. Родился будущий писатель в имении Хрущево. Именно здесь он приучился слушать и слышать звуки природы, ее порой тихую, а иногда громогласную речь. Пришвин был очень одарен слухом “к свисту птиц, дыханию трав и мурму зверей”. Он изо всех сил старался передать голос природы, перевести ее на язык человека.
Мы поражаемся этой его способности, читая рассказ “Кладовая солнца”.
Фабула этого произведения довольно проста. Это повествование о жизни и приключении двух маленьких ребятишек, оставшихся сиротами в тяжелые послевоенные годы. Но Пришвин окутывает своих героев такой поэтичной оболочкой, что все происходящее становится похожим на сказку. Именно такой жанр выбирает для своего произведения Пришвин – сказка-быль. Понятие “сказка” станет центральным в творчестве Пришвина в 20-50-е гг.
Для писателя это понятие было той формой художественного повествования, в которой он мог свободно воплотить свои идеалы, изобразить незыблемые законы природы. В “Кладовой солнца” он создает образ идеальной деревни, где все живут мирно, дружно, ладно. А небольшая семья – братец Митраша и сестренка Настя – это всеобщие любимцы, это два маленьких солнышка.
“Настя была как Золотая Курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки… Только носик один был чистенький и глядел вверх. Митраша был моложе сестры на два года.
Это был мальчик упрямый и сильный. “Мужичок в мешочке”, – улыбаясь, называли его между собой учителя в школе. “Мужичок в мешочке”, как и Настя, был весь в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх”. Автор любовно описывает своих героев и наделяет их милыми именами. И это тоже отчасти напоминает сказку.
И вот наши маленькие герои собрались в далекое путешествие к палестинке, о которой они знают по рассказам отца. Это напоминает присказку: “пойди туда, не знаю куда”. Дети попадают в огромную сказочную страну, где каждый кустик, каждая птица обладает способностью говорить и мыслить. Автор помещает нас в чудесный мир природы, при этом он изо всех сил старается показать родство человека с этим природным миром: “бедные птички и зверушки, как мучились все они, стараясь выговорить какое-то общее всем, единое прекрасное слово! И даже дети, такие простые, как Настя и Митраша, понимали их усилие.
Им всем хотелось сказать одно только какое-то слово прекрасное. Видно, как птица поет на сучке, и каждое перышко дрожит у нее от усилия. Но все-таки слова, как мы, они сказать не могут, и им приходится выпевать, выкрикивать, выстукивать.
– Тэк-тэк! – чуть слышно постукивает огромная птица глухарь в темном лесу.
– Шварк-шварк! – дикий селезень в воздухе пролетел над речкой.
– Кряк-кряк! – дикая утка кряква на озере.
– Гу-гу-гу… – красивая птичка снегирь на березе”.
Автор предстает здесь как человек с тонким слухом, способный услышать и понять чудесный язык птиц, растений и животных. Пришвин использует самые разнообразные средства художественной выразительности. Но самый главный прием, с помощью которого оживают на страницах произведения герои мира природы, – это олицетворение. Способностью размышлять обладают в сказке-были не только животные, но и птицы, и даже деревья.
Это и переговаривающиеся ворон и ворона, и журавли, возвещающие о приходе солнца и о его закате, и стон сросшихся сосны и ели.
Природа не бездействует, она активно приходит на помощь человеку. Предупреждают Митрашу о беде и старушки-ели, тщетно пытаются они заслонить ему дорогу к губительной елани. И черный ворон пугает его своим криком.
Что и говорить об умной, сообразительной и преданной человеку собаке Травке!
Таким образом, главная тема в были – тема единения человека с природой. В своих произведениях Пришвин “сгущает добро”, он воплощает свои идеалы и тем самым призывает к добру читателей.
План
Дружная жизнь Насти и Митраши в деревне. Дети собираются за клюквой. Ребята повздорили и пошли разными тропами.
Настя находит палестинку, всю усыпанную клюквой, а Митраша по своей оплошности попадает в болото. Собака лесника Антипыча Травка выручает Митрашу из беды. Маленький охотник убивает старого разбойника-волка Серого Помещика, и дети возвращаются домой.
Анализ сказки-были М. М. Пришвина “Кладовая солнца”