Творческое наследие великого русского художника слова М. Ю. Лермонтова богато и многообразно. Оно включает в себя и позднее творчество поэта, к которому принадлежит стихотворение “Прощай, немытая Россия”. Анализ “Прощай, немытая Россия” Лермонтова предполагает тщательное изучение истории создания этого поэтического творения, его основной темы и сюжетной композиции, образных средств и отклика на это произведение в сердцах современников.
История создания
Литературоведы сомневаются в точной дате создания этого стихотворения.
Как результат такого подавленного состояния родилось стихотворение “Прощай, немытая Россия”.
Основная тема и сюжетная композиция
Тема стихотворения трагическая: поэт признается читателям в неприятии современной ему российской действительности. Он не хочет видеть Россию “страной рабов и господ”. Фактически поэт предлагает свое понимание Российской империи как колосса на глиняных ногах.
Государства, лишенного внутреннего стержня, у которого нет будущего, потому что оно строится на зыбком фундаменте: вместо воинов – защитников родной земли – повсюду “голубые мундиры” , умеющие только подслушивать, подглядывать и наказывать, и “преданный” им народ – раболепствующий и поэтому слабый.
Стихотворение состоит из восьми строк и имеет четко выраженное композиционное членение: немытая и неустроенная Россия противопоставляется гордому и свободолюбивому Кавказу, на земле которого поэт надеется обрести успокоение.
Образные средства, используемые в стихотворении
Анализ стихотворения Лермонтова “Прощай, немытая Россия” показывает, что в тексте используется большое количество троп и иных образных средств.
В первую очередь используются эпитеты: “немытая Россия”, “мундиры голубые”, “преданный народ”, “всевидящие глаза”, “всеслышащие уши”. Эти эпитеты передают атмосферу, в которой приходится существовать лирическому герою стихотворения: атмосферу всеобщей слежки, непорядочности и доносительства. Самый яркий из представленных эпитетов “немытая Россия”, то есть страна, которая не может очиститься от вековечного ига рабства, заключенного не только во внешнем устройстве жизни, но и в душах людей.
В этой стране рабы все: и крепостные крестьяне, работающие на барщине, и чиновники, пресмыкающиеся перед начальством, и солдаты с офицерами, несущие ярмо воинской службы.
Безликость и закостенелость современной российской жизни подчеркивается использованием приема метонимии. Вместо словосочетания “жандармы в голубых мундирах” поэт использует выражение “голубые мундиры”, указывая на то, что в российском обществе человеческая личность практически уничтожена, сведена к должности, которую занимает тот или иной подданный его величества. Поэтому в тексте присутствует метафора: “голубые мундиры” сравниваются с восточными деспотами – пашами, которые также делают все, чтобы подчинить своей воле покорных им людей.
Отсюда используется прием антитезы, когда рабская Россия противопоставляется свободолюбивому, борющемуся за свою независимость Кавказу.
В стихотворении, написанном четырехстопным ямбом – самым сильным из размеров русского стихосложения, присутствует аллитерация: так на протяжении всего стихотворения повторяется звук “Р”, придающий тексту напряженность и трагизм.
Реакция на стихотворение современников поэта
По понятным причинам лермонтовское стихотворение “Прощай, немытая Россия” не было опубликовано в печати ни во время жизни поэта, ни после его смерти. Однако оно разошлось в многочисленных списках.
Стихотворение пользовалось огромной популярностью у свободомыслящей молодежи, мечтающих о коренных преобразованиях российской жизни. Оно вдохновляло революционеров-народников, большевиков и эсеров.
В советские годы стихотворение рассматривалось как приговор царской России. Сегодня его понимание несколько смягчилось: стихотворение М. Ю. Лермонтова “Прощай, немытая Россия” изучается как определенное звено в переживании поэтом судьбы своей Родины.
Анализ “Прощай, немытая Россия” Лермонтова