Время работы над поэмой (60-70-е годы. Спад освободительного движения и новый подъем). Источники поэмы – личные наблюдения, рассказы современников, фольклор. Замысел поэмы – странствование по России в поисках счастливого человека; постепенно странники от мысли найти конкретного человека приходят к мысли поиска счастья для всех (здесь отражается рост национального самосознания не только семи мужиков, но и всего русского народа). Поэма не закончена – Некрасов умер, не успев завершить работу над ней. Жанровые особенности (эпическая поэма
Действие завязывается в “Прологе”: семеро крестьян спорят, кому на Руси хорошо живется. Сначала странники ищут счастливцев, потом “счастливцы” сами приходят к ним.
НАРОДНЫЕ ТИПЫ В ПОЭМЕ
Народная жизнь в разнообразных проявлениях. Величие русского человека в бедах и невзгодах, рабском терпении, вековых страданиях, в грехах, разгуле. Многообразие типов крестьян. Основные черты крестьянства.
Многочисленные образы русских крестьян в поэме Некрасова: Вавила, пропивший деньги, на которые хотел купить внучке подарок; Яким Нагой, вынесший из горящего дома картинки; “злющая старообрядка”, которая в “бабьих красных юбках” видит знак беды; дворовой, заработавший господскую болезнь – подагру и многие другие. Цель писателя – показать во всех подробностях дореформенную и пореформенную жизнь крестьянства. Странники, выслушивающие рассказы крестьян, пытаются выяснить, живется ли “сегодня на Руси” кому-нибудь хорошо, и кого можно назвать по-настоящему счастливым человеком.
Образ Якима Нагого. “Говорящая” фамилия персонажа. Внешность Якима, поступки, умение держаться (цитаты из текста). Деньги в представлении Якима. Счастлив ли Яким?
Образ Ермила Гирина. Внешность, поступки, умение держаться (цитаты из текста). Счастлив ли Ермил? Ермил – подвижник, борец за народные интересы, он жертвует своим благополучием ради правды народной. Таких людей Некрасов считает образцом для подражания.
Образ Матрены Тимофеевны.
Портрет героини, ее жизнь до и после замужества. Жизнь Матрены типична для ее времени – это судьба русской крестьянки. Можно ли назвать Матрену счастливой?
Образ Гриши Добросклонова.
Действия и мысли Гриши. Истинное счастье в понимании Некрасова.
Выводы: Крестьяне понимают причины своего бедственного положения, не желают дальше терпеть гнет. Некрасов с большой симпатией рисует образы крестьян. Крестьяне в поэме выглядят не как безликая масса, а как ряд неповторимых характеров, соединяющих в себе типичность с яркой индивидуальностью. Несмотря на то, что прямой ответ о том, кому же живется на Руси счастливо, в поэме отсутствует, однако он заявлен в главе, посвященной Грише Добросклонову, посвятившему свою жизнь служению народу. Он-то и является единственным по-настоящему счастливым персонажем поэмы. Авторская позиция: счастливым может быть только человек, отдавший себя без остатка на благо родины и народа.
Анализ поэмы Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”