В этой пьесе купцы практически ничем не напоминают тех, с которыми мы встречались в “Грозе”. Это дельцы нового времени, приобретшие внешний лоск просвещенности. Они являются владельцами торговых фирм, а не лавок, носят европейские костюмы вместо купеческих поддевок, живут уже не баснями Феклуши, а последними новостями из парижских газет.
Уже не власть авторитета и устоявшихся традиций, не боязнь “старших” решают дело в данной среде. Откровенный цинизм и бессовестная расчетливость – вот что определяет психологию этих героев.
Пробным камнем в данном произведении снова становится любовь. Все четыре героя в той или иной степени соперничают, желая добиться благосклонности Ларисы Огудаловой. Но здесь в тексте менее всего любви.
По особой сложности и напряженности скрытых душевных переживаний “Бесприданница” является новым словом в творчестве Островского и в таком своем качестве предвосхищает чеховскую психологическую драму. Наверное, сам Островский тоже осознавал ее необычность, поэтому так писал о ней: “Этой пьесой начинается новый сорт моих произведений”. Это обвинение всему строю ложных нравственных понятий, которые царят в современном драматургу обществе.
План
Разговор Кнурова и Вожеватова, из которого читатели узнают о Паратове, Карандышеве, семействе Огудаловых. Приезд Паратова в город Бряхимов. Визит Паратова к Огудаловым. Обед в доме Карандышева. Поездка за Волгу.
Паратов благодарит Ларису за приятно проведенное время и признается, что обручен. Кнуров и Вожеватов разыгрывают Ларису в “орлянку”. Убийство Ларисы Карандышевым.