Многие басни И. А. Крылова посвящены конкретным историческим ситуациям, в частности войне 1812 года.
Автор использует характерный для басни прием – аллегорию, то есть иносказание. Такова басня “Обоз”. Из истории известно, что полководец М. И. Кутузов подвергался постоянным нападкам Александра I за свою стратегию и тактику. Нетерпеливый царь не мог понять уклонения Кутузова от решительных действий и сдачи Москвы Наполеону.
Крылов оправдывает неспешные, но продуманные действия Кутузова, веря его военному опыту и житейской мудрости.
Какой осел! Добро бы было в гору
Или в ночную пору, –
А то и под гору, и днем!
Смотреть, так выйдешь из терпенья!
Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья!
И, конечно, сама лошадь считает, что она сделает все намного лучше:
И возик свой мы не свезем, а скатим!
Но, не зная законов движения, лошадь жестоко просчиталась: напирающий сверху воз заставил телегу раскатиться и сделал ее неуправляемой. Промчавшись “по камням, рытвинам”, конь уронил воз в канаву:
Прощай, хозяйские горшки!
Под образом “Коня доброго” Крылов имел в виду Кутузова – осторожного и опытного полководца. А в образе “Лошади молодой” – Александра I, нетерпеливого, торопившего полководца к необдуманным, поспешным действиям.
В конце басни звучит авторская мораль – нравоучение, выражающее основной смысл произведения:
Как в людях многие имеют слабость ту же:
Все кажется в другом ошибкой нам;
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.
В последних словах скрыт намек на поражение Александра I в битве при Аустерлице.
Таким образом, мы видим, что басня раскрывает отношение автора к конкретному историческому событию. Образы главных героев убедительны, они рисуются через их поведение, а также речевую характеристику. Автор использует разговорные просторечные выражения:
“Ай, конь хваленый, то-то диво!”;
“Гляди-тко нас, как мы махнем!”;
“… и с возом – бух в канаву!”
Это еще раз подтверждает то, что И. А. Крылов – поистине народный писатель, чьи басни читатели знают и любят с детства.
Анализ басни Крылова “Обоз”