Александр Вампилов – автор семи пьес, трагически погиб в возрасте 35 лет и не увидел ни одной своей пьесы на столичной сцене. Однако творчество Вампилова произвело переворот в современной русской драматургии. Вампилов испытал влияние мелодрамы 60-х , пьес французских экзистенциалистов Сартра и Камю, переведенных в 60-е годы. В пьесах Вампилова присутствуют жанры городского фольклора. Так, в основу пьесы “Старший сын” положена анекдотическая ситуация: герой пьесы Бусыгин объявляет себя незаконнорожденным сыном незнакомого ему человека
Каждый герой в пьесе играет какой-либо спектакль: Сарафанов делает вид, что играет не на похоронах, а в филармоническом оркестре, его дети делают вид, что не знают об этом; Макарская играет с Васенькой, а тот делает вид, что страстно влюблен; Нине хочется думать, что у нее возможна любовь с “правильным” Кудимовым. Каждому из них есть что скрывать, чего стыдиться. Сарафанов поверил в объявившегося “сына” потому, что когда-то оставил любимую женщину.
В атмосфере всеобщего притворства и лжи семья почти разваливается. И именно Бусыгин , становится надеждой этой семьи, он становится родным. Бусыгин начинает чувствовать ответственность за членов семьи.
В финале пьесы Сарафанов признается, что все-таки считает его своим сыном, хотя обман и раскрылся.
А. ВАМПИЛОВ. “СТАРШИЙ СЫН”