А. В. Вампилов
Автор четырех больших пьес и трех одноактных (считая ученическую “Дом окнами в поле”), трагически погибший в возрасте 35 лет, не увидевший ни одной из своих пьес на московской сцене, издавший при жизни лишь небольшой сборник рассказов (1961) – Вампилов (1937-1972) тем не менее произвел революцию не только в современной русской драматургии, но и в русском театре, разделив их историю на до – и послевампиловскую.
Источники театра Вампилова не только разнообразны, но и противоречивы. Во-первых, это мелодрама 1960-х. Хотя очевидно,
Во-вторых, Вампилов несомненно испытал глубокое влияние европейского театра экзистенциализма – как непосредственно благодаря переведенным и популярным в 1960-е годы пьесам Сартра и Камю, так и опосредованно – через пробивавшиеся на полузакрытые показы фильмы Феллини, Антониони, Пазолини, Годара. С экзистенциалистской драмой Вампилова сближает отношение к драматургическому действию как к парадоксальному эксперименту, нацеленному на проверку всех возможных ответов на главный вопрос его творчества: что есть свобода? может ли личность добиться свободы от мерзкого социального окружения? как стать свободным? какова цена свободы? Характерно и то, как часто Вампилов создает в своих пьесах “пороговую ситуацию”: почти всерьез стреляются на дуэли бывшие приятели в “Прощании в июне”; почти умирает Калошин в “Случае с метранпажем”; после похорон матери, которую не видел пять лет, возвращается агроном Хомутов в “Двадцати минутах с ангелом” (а его партнеры, экспедиторы Угаров и Анчугин, поставлены на “порог” муками похмельного пробуждения без копейки в карманах); получив поутру (опять-таки с похмелья) венок с надписью “Незабвенному Виктору Александровичу от безутешных друзей”, перебирает свою жизнь Зилов и в конечном счете тянется к винтовке, чтоб выстрелить себе в рот; в упор, с разрешения Шаманова, стреляет в него Пашка (“Прошлым летом в Чулимске”). В соответствии с постулатами экзистенциализма именно на “пороге” выявляется подлинная цена и значение свободы.
Наконец, в-третьих, Вампилов очень чуток к смеховой стихии современного ему городского фольклора (“Провинциальные анекдоты”, “Старший сын” и др.). Именно в анекдотических сюжетах Вампилов нашел демократический эквивалент абсурдизма – драматургического течения, также дошедшего до советского читателя в 1960-е годы (публикации Ионеско и Беккета в “Иностранной литературе”), но воспринимавшегося зачастую как элитарный излом модернизма.
Система характеров театра Вампилова, с одной стороны, воплощает трагикомедийную ситуацию распада устойчивых ценностей, всеобщей моральной текучести и зыбкости: дело не в том, что кто-то плохой, а кто-то хороший, кто-то прогрессивный, а кто-то отсталый, здесь в буквальном смысле “век вывихнул сустав”. С другой стороны, так создается определенное философское единство: каждая пьеса Вампилова демонстрирует весь спектр возможных человеческих позиций в данной ситуации, а его центральный герой на протяжении всей пьесы совершает свой индивидуальный выбор, соотнося себя с каждой из альтернатив – и, как правило, отторгая их все.
Автопортрет “потерянного поколения”, экзистенциальные вопросы, действие как эксперимент, атмосфера всеобщего комически-абсурдного лицедейства – комбинация всех этих и многих иных элементов оформилась в специфическом жанре вампиловской трагикомедии.
А. В. Вампилов