Глава 2. Лопе де Вега и ренессансный реализм
2.6. Жизнеутверждающее начало в драме Лопе де Веги
Самосознание крестьян исходит из глубин самой жизни. Драматургу удалось запечатлеть в них черты той жизни, что естественно, ни на минуту не останавливаясь, развивается в созидательном плане. Оттого герои с радостью принимают утро нового дня, радуются солнечному свету и теплу, для них крестьянский труд не в тягость, а принимается как заведенный самой природой жизненный круговорот.
Герои Лопе де Веги знают высокие чувства и даже ведут споры о том, что такое любовь. Лауренсья называет любовь “стремленьем к прекрасному”, Менго отрицает любовь, понимая под ней страсть человека к “себялюбью”, Баррильдо, не зная философских концепций, утверждает, что не существуй любви, тогда бы “Не мог и мир существовать”. В героях все просто и ясно, они не одержимы гордыней, чувствами превосходства друг перед другом, но это не значит, что они не понимают истинного отношения высшего сословия к себе и принимают все как должное.
Философствуя (не подозревая об этом), герои стараются облечь обращенные к ним слова с нескрываемой горделивостью, спесивостью, сословно подчеркнутые в легкую форму, иронию, настолько позволяет им их происхождение. Стоит только вчитаться в слова героев, чтобы выявить данную словесную метаморфозу:
Командор:
Благодарю селенье.
Мне ценна Любовь,
которую вы мне явили.
Алонсо:
Лишь в малой мере явлена она.
Ее вы в полной мере заслужили
(здесь едва уловимая ирония. – М. Д).
В словах героев звучат и сословное почтение (крестьянин знает свое социальное местоположение) и особое достоинство собственной личности. Кроме того, Лопе де Веге важно подчеркнуть значимость мирного труда над военным, приоритет созидательности над уничтожением. Драматургу важно обозначить именно этот факт. В этом выражение ренессансного подхода Лопе де Веги. Все, с чем человеку приходится сталкиваться во имя сотворения, не несет какого-либо отрицательного начала (в данном примере крестьянин призывает командора принять обычные дары крестьянского труда без какого-либо отвращения, неприятия и т. д.).
Здесь герои изображены автором как дети, которым присущ бесхитростный, в какой-то мере наивный взгляд на мир: пока не трогают – не обидят. Люди доверчивы, не знают, что еще такое жизненный опыт. И только впервые столкнувшись серьезно с насильственным произволом, они вспоминают о существовании высшего закона, не творимого самолично отдельным командором, а принятого законом королевского слова:
Ну нет сеньор, вы это бросьте!
У нас достаточно ума.
И в городах есть бог всевышний,
И есть карающий закон!
Это слова Эстебана, отца Лауренсьи. С каждым разом от одного преступления командора до другого растет самосознание героев, крепнет их вера в справедливость короля, достигая в пике до призывов к противостоянию произволу.
Один король властитель после бога,
А не зверье во образе людей.
И если божья будет нам подмога,
Чего страшиться?
За наших королей законных!
За королей!
Смерть тиранам вероломным!
Тиранам вероломным смерть!
Во взывании крестьян к имени короля, законности его решений проступают черты будущего классицизма, равно как и барокко. Лопе де Вега придерживается в драме своих правил – зрителем (читателем) ведет интрига. До самого конца неясно, неизвестно, чем закончится пьеса, куда может повернуть сюжет. Несколько тем и сюжетов настолько переплетены и слиты, что невозможно различить намечающийся финал.
В пьесе драматический конфликт основан на раскрытии тем чести и подвига, различно понимаемого сословными лицами и крестьянами. Отсюда растет драматичность жизненной ситуации, раскрывающейся в трагедию. Так раскрывается неожиданность интриги в пьесах драматурга. Яркий пример этому главный монолог героини:
“Вы – овцы, и
Овечий ключ
Вам для жилья как раз подходит!…”.
В монологе героини раскрывается ее сила – сила развивающегося характера. Однако драматург показывает, что не только героиня выросла, в данном эпизоде заключается главное – вспышка героини уже была подготовлена действиями командора, назревшим конфликтом крестьян и феодалов, долгим ожиданием вмешательства короля в жизнь деревни. И монолог героини – это доказательство созревшей силы народа, результат его бунтующей силы.
Эпилог пьесы чрезвычайно народен и демократичен. В этом ренессансный порыв Лопе де Веги.
Жизнеутверждающее начало в драме Лопе де Веги