Бунин – крупнейший мастер русской реалистической прозы и выдающийся поэт начала XX века. Его литературная деятельность началась в конце 80-х годов XIX столетия. В своих первых рассказах молодой писатель рисует безысходную нищету крестьянства.
В 90-х годах Бунин знакомится с Чеховым, Горьким. В эти годы он пытается сочетать в своем творчестве реалистические традиции с новыми приемами и принципами композиции, близкими к импрессионизму . Так в рассказе “Антоновские яблоки” показаны внешне не связанные эпизоды жизни угасающего патриархально-дворянского
На страницах произведения возникают красивые картины, овеянные чувством любви к родине, утверждается счастье слияния человека с природой.
Но социальные проблемы по-прежнему не отпускают Бунина. Вот перед нами бывший николаевский солдат Мелитон , которого прогнали плетьми “сквозь строй”, В рассказах “Руда”, “Эпитафия”, “Новая дорога” встают картины голода, нищеты и разорения деревни.
В 1911-1913 годах Бунин все шире охватывает различные стороны русской действительности. В своих произведениях этих лет он поднимает следующие темы: вырождение дворянства , уродливость мещанского быта , тему любви, которая часто бывает пагубной . В обширном цикле рассказов о крестьянстве писатель продолжает “деревенскую” тему.
В повести “Суходол” решительно пересматривается традиция поэтизации усадебной жизни, преклонение перед красотой угасающих “дворянских гнезд”. Идея кровного единения поместного дворянства и народа здесь сочетается с мыслью автора об ответственности господ за судьбы крестьян, об их страшной вине перед ними.
Протест против фальшивой буржуазной морали звучит в рассказах “Братья”, “Господин из Сан-Франциско”. В первом произведении, написанном Буниным после поездки на Цейлон, даны образы жестокого, пресыщенного англичанина и молодого туземца-рикши, влюбленного в девушку-туземку. Финал трагичен: девушка попадает в дом терпимости, герой кончает жизнь самоубийством.
Колонизаторы, говорит читателям автор, несут с собой разрушение и смерть.
В рассказе “Господин из Сан-Франциско” писатель не дает имени герою. Американский миллионер, всю жизнь проведший в погоне за прибылью, на склоне лет вместе с женой и дочерью едет в Европу на “Атлантиде”, роскошном пароходе тех лет. Он самоуверен и заранее предвкушает те наслаждения, которые могут быть куплены за деньги. Но все ничтожно перед смертью.
В гостинице на Капри внезапно он умирает. Его труп в старом ящике из-под содовой отправляют обратно на пароход. Бунин показал, что господин из Сан-Франциско, этот “новый человек со старым сердцем”, – один из тех, кто сколачивал свое состояние, идя по трупам других людей. Да, теперь он и ему подобные пьют дорогие ликеры и курят дорогие гаванские сигары.
Своеобразным символом фальши их существования автор показал влюбленную пару, на которую любовались пассажиры. И “только один капитан корабля знал, что это “нанятые влюбленные”, за деньги играющие в любовь для сытой публики. И здесь контраст жизни богатых и бедных. Образы последних овеяны теплотой и любовью.
Это и коридорный Луиджи, и лодочник Лоренцо, и горцы-волынщики, противостоящие аморальному и лживому миру сытых.
После 1917 года Бунин оказался в эмиграции. В Париже он пишет цикл рассказов “Темные аллеи”. Особенно привлекательны в этих рассказах женские образы. Любовь, утверждает автор, – высочайшее счастье, но и она бывает недолговечной и непрочной, одинокой и горькой .
Роман “Жизнь Арсеньева” написан на автобиографическом материале. В нем затронуты темы родины, природы, любви, жизни и смерти. Автор порой поэтизирует прошлое монархической России.
Мне кажется, Бунин близок Чехову. Иван Алексеевич был замечательным новеллистом, мастером детали, великолепным пейзажистом. В отличие от Куприна, он не стремился к острозанимательным сюжетам, его творчество отличает глубокий лиризм.
Признанный мастер прозы, Бунин был и выдающимся поэтом. Вот образ осени , “тихой вдовой” вступающей в лесные хоромы:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой пестрою толпой
Стоит над светлою поляной.
Особенно мне нравятся стихотворения Бунина “Джордано Бруно”, “Пустошь”, “Пахарь”, “Сенокос”, “На Плющихе”, “Песня” и другие.
Кроме того, Бунин был превосходным переводчиком .
Для нас важна высокая поэтическая культура Бунина, его владение сокровищами русского языка, высокий лиризм его художественных образов, совершенство форм его произведений.
Жизненный и творческий путь Ивана Алексеевича Бунина