“Война и мир” – одна из тех книг, которые каждый раз читаешь заново, и каждый раз она рождает новые мысли. Она охватывает все, чем живет человек. На страницах романа сталкиваются, знакомятся, расстаются люди разных общественных положений, разных характеров. Мы их запоминаем, и потом они нас будут сопровождать всю жизнь.
Не трудно заметить; Толстой любит людей таких, как графиня Ростова, Наташа, Ахросимова, княжна Марья. Он не любит всех тех,
Кто похож на Шерер, Элен Безухову, Жюли Курагину.
На самых первых страницах мы знакомимся
Когда заговорили об императрице, лицо Анны Павловны “представляло глубокое и искреннее выражение преданности и уважения, соединенное с грустью”. Вот это “представляло” сразу же ассоциируется с игрой, с поведением искусственным, а не естественным. Несмотря на свои сорок лет, она “преисполнена оживления и порывов”. Представляя героиню, Толстой сразу же выдает свою нелюбовь к ней.
Эта нелюбовь автора распространяется и на Элен Курагину, которая всегда одинаково красива. Даже улыбка на ее лице всегда одинаковая, неизменяющаяся и сияющая. Для Толстого все это не нейтральные приметы, а знаки человеческой духовной недостаточности.
Он сравнивает Элен с ее братом Ипполитом: “Черты его лица были те же, как у сестры, но у той все освещалось жизнерадостностью,. ..самодовольною, неизменной улыбкой и необычайной античной красотой тела… у брата то же лицо было отуманено идиотизмом”.
Таким образом, сестра, при всей красоте ее лица и античной фигуры, в том, что касается собственно человеческих, нравственных ценностей, мало чем отличается от брата. Она столь же самоуверенна и самодовольна, то есть неподвижна духовно и внутренне застойна.
Представителям так называемого большого света Толстой противопоставляет семью Ростовых. Вот графиня, которая не знает, как начать разговор с мужем, чтобы попросить денег для Анны Михайловны Друбецкой. Мы видим, как графиня Ростова оттягивает объяснение, понимая, что ее муж стеснен в деньгах, но не может ей отказать.
Перед нами проходит сложная гамма чувств героини, которая показывает ее с самой привлекательной стороны.
В минуту смертельной опасности, нависшей над страной, когда Наташа, как буря, врывается в комнату матери, требуя чтобы подводы были отданы раненым, графиня понимает правоту своей дочери и соглашается с ней, довершая тем самым собственное разорение. Но самое страшное горе – смерть Пети. Толстой так ярко описывает трагедию матери, что об этом невозможно читать спокойно.
Она кричит, зовет сына, разговаривает с ним, как с живым. “Смерть Пети оторвала половину ее жизни”, – говорит Толстой.
Почему графиня Ростова, Наташа, Марья Волконская милы, душевно близки и самому Толстому и его читателям? Сказывается та “чистота нравственного чувства”, которая и помогает нам определить, что “дурно”, а что “хорошо”. Мы никогда не забудем Наташу лунной ночью в Отрадном, когда она заставляет Соню петь, высовывается из окна и снова будит Соню. “Ведь такой прелестной ночи никогда не бывало!”- восклицает Наташа. Пусть будут ошибки, мы ей прощаем все, потому что она не может лгать и лукавить.
И даже в эпилоге романа, потеряв очарование юности, она приобретает нечто большее: всепоглощающую любовь к мужу и детям, способность к самопожертвованию.
Трудно прощаться с героями Толстого, и потому время от времени я снова открываю “Войну и мир” и снова погружаюсь в волшебный мир радостей, страданий, человеческих судеб и тех нравственных ценностей, которые по праву считаются вечными.
Женские образы в романе Толстого “Война и мир”