О женских образах XIX столетия принято говорить “пленительные”. И это правда. Женщина – источник радости, силы и вдохновения. Лермонтов писал: “И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови”. Эти слова как нельзя лучше раскрывают характер главного героя романа Печорина и его отношение к женщинам.
Их в произведении три: Бэла, княжна Мери и Вера.
Бэла – юная черкешенка, о которой мы узнаем из рассказа Максима Максимыча. Печорин, увидев
Впрочем, не будем забывать, что это мнение не автора, а Печорина, который, как известно из содержания романа, быстро во всем разочаровывался.
У Бэлы сильный цельный характер, в котором есть и твердость, и гордость, и постоянство, ведь воспитывалась она в традициях Кавказа.
Совсем другой выглядит княжна Мери. О ней мы узнаем из дневника Печорина, в котором подробно описано “водяное общество” Пятигорска, где пребывал герой. Уже в первом разговоре с Грушницким о княжне Мери звучит ироничный, несколько насмешливый тон повествования.
Мери Лиговская совсем молода, хороша собой, неопытна, кокетлива.
Она, естественно, не особенно хорошо разбирается в людях, не видит фарса Грушницкого, недопонимает тонко рассчитанной игры Печорина. Ей хочется жить так, как принято в ее кругу, с некоторым тщеславием, блеском. Мери становится предметом соперничества между Грушницким и Печориным. Эта недостойная игра одного губит, другого забавляет.
У Печорина, впрочем, есть и своя цель: бывая у Лиговских, он имеет возможность видеть там Веру. В такой обстановке, думается, княжне Мери было очень трудно быть самой собой и, возможно, проявить свои лучшие качества.
Почему Печорину так скучно и одиноко? Ответить на этот вопрос – значит, раскрыть причину его горестей. Печорин – неординарная личность, следовательно, он по-своему искал это и в женщинах, искал ту, которая могла бы целиком захватить его душу.
Но таковой не находилось. И, на мой взгляд, Лермонтов ставил перед собой задачу гораздо шире, чем просто показать молодых, неопытных, несчастных девушек, раздавленных эгоизмом Печорина.
Любовь Печорина дана как будто схематично. Лермонтов не показал, если можно так сказать, целиком этого чувства. Печорин плакал, когда загнал коня, но не догнал Веру. Однако это был всего лишь временный порыв души и не более того.
Утром он вновь стал самим собой. Да, Вера – только болезненное прошлое Печорина. Он не был счастлив с ней, потому что она была чужой женой, что, разумеется, было невыносимо для самолюбия Григория.
Нет! Это не для Печорина! Может быть, поэтому, чтобы обрести потерянное равновесие, он так холоден с юными, влюбленными в него женщинами.
Лермонтов отделяет себя от Печорина, заявляя, что портрет героя составлен из пороков всего общества. Впрочем, в отношениях Печорина и Веры мне видится отражение трагической неразделенной любви Лермонтова к Вареньке Бахметьевой. Поэт любил ее всю свою короткую жизнь. Он писал о ней: “У ног других не забывал я взор твоих очей, Любя других, я лишь страдал любовью прежних дней”.
В этом, думается, автор похож на своего героя. Лермонтов был красив, его любили многие женщины, но он постоянно возвращался в мыслях к образу своей любимой.
Лермонтов не случайно уделил огромное внимание женским образам в своем романе. Ни одна серьезная проблема, тем более проблема героя и времени, не может быть рассмотрена вне прекрасной и лучшей половины человечества, вне ее интересов, переживаний и чувств. Одним из открытий, сделанных здесь писателем, было использование принципа: расскажите мне, кто любит этого человека, и я составлю о нем представление.
Женские характеры “Героя нашего времени” помогли автору полнее раскрыть образ Печорина и придали самому роману какую-то неповторимость и совершенно особую прелесть.
О жизни М. Ю. Лермонтова написана замечательная книга Новикова “О душах живых и мертвых”, о нем создано много критических статей. Если Пушкин является создателем первого реалистического романа о современности в стихах, то Лермонтов – автором первого реалистического романа в прозе. Его произведение отличается той глубиной психологического анализа, которая позволила Чернышевскому увидеть именно в Лермонтове непосредственного предшественника Льва Толстого.
Женские образы в романе М. Лермонтова “Герой нашего времени”