В литературе образ женщины – это в идеале образ прекрасного. Если мужской образ невольно ассоциируется у нас с понятием силы и отваги, то с женщиной связывают представления о красоте, доброте и терпении. Оба эти представления зачастую совершенно неверны – и все же на редкость устойчивы – к ним мы стремимся как к высшему образцу.
К счастью, в литературе, как и в жизни, мы видим самые разнообразные типы представителей обоего пола. Рассмотрим же образы женщин, фигурирующих в романах И. С. Тургенева и И. А.Гончарова.
В романе “Отцы
Даже во внешнем облике автор показывает их противоположность, непохожесть друг на друга.
Анна Сергеевна очень красива, стройна, у нее достойная осанка. “Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица”.
Нельзя сказать, что Катя была красавицей, но “она очень много улыбалась, застенчиво и откровенно, и глядела как-то забавно-сурово, снизу вверх. Все в ней было еще молодо-зелено: и голос, и пушок на всем лице, и розовые руки с беловатыми кружками на ладонях, и чуть-чуть сжатые плечи…”
Анна Сергеевна никого не любила. И хотя Базаров нравился ей своей непохожестью на других, она не могла отдаться во власть своему чувству. Она прекрасно знала, что Базаров влюбился в нее вопреки своим убеждениям, видела, как он избегает ее, понимала, что признание в любви неизбежно, и ждала его, довольная собой.
А для Базарова, наверное, существовала не любовь, а только страсть и роскошное тело Анны Сергеевны.
Хотя Аркадий тоже сначала был влюблен в Анну Сергеевну, скорее, даже не в нее, а в ее красоту, он выбрал Катю. Я думаю, что это случилось потому, что Катерина более близка к природе, естественна, добра, нежна, проста. С ней легко и приятно общаться.
А Анна Сергеевна ведет себя гордо, даже высокомерно и заставляет всех, общающихся с ней, чувствовать себя не очень уютно.
В своем романе Тургенев также рисует образ Фенечки. Она была “беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухленькими губками и нежными ручками”. Фенечка могла дать Николаю Петровичу любовь, доброту, заботу, уважение, которых он, несомненно, заслуживал, будучи человеком добрым и порядочным.
В свою очередь, Николай Петрович дал Фенечке надежную защиту, уважение, любовь.
В романе И. А.Гончарова “Обломов” показаны только два основных женских образа, тоже противоположных друг другу. Это образ Ольги Ильинской и образ Агафьи Пшеницыной. Их внешность так же противоположна, как и облики Анны Сергеевны и Катерины Сергеевны в романе И. С.Тургенева “Отцы и дети”.
Ольга Сергеевна “не была красавицей, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня… Но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии. Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы – овал и размеры лица; все это, в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи – с станом”.
Агафья Пшеницына “была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у нее почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухшие, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные, как и выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил.
Платье сидело на ней в обтяжку: видно, что она не прибегала ни к какому искусству, даже к лишней юбке, чтоб увеличить объем бедер и уменьшить талию”.
Ольга Ильинская пыталась разбудить Обломова, сделать его деятельным, как Штольц. Но душа Обломова не лежала к той жизни, которую ему предлагала Ольга. И Ольга поняла это: “Я узнала недавно только, что я любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним.
Я любила будущего Обломова! Ты кроток, честен, Илья; ты нежен… как голубь; ты спрячешь голову под крыло – и ничего не хочешь больше; ты готов всю жизнь проворковать под кровлей… да я не такая: мне мало этого, мне нужно чего-то еще, а чего – не знаю!” Поэтому она нашла свое счастье в Штольце.
Обломов тоже нашел свое тихое, спокойное счастье в Агафье Пшеницыной. Только она способна дать ему спокойствие, любовь, понимание. Агафья Пшеницына уважает в Обломове ленивого, изнеженного барина, от чего в свое время пытались избавиться Ольга и Штольц.
У Агафьи Пшеницыной, Фенечки, Катерины Сергеевны много общего. Они не стремятся к любви, как к сверхцели, не добиваются ее любыми способами, а ждут, когда она придет сама. Когда к ним наконец-то приходит любовь, они выходят замуж и становятся прекрасными женами и матерями. Ольга Ильинская стремится к любви, ищет ее. Сначала она ошибается в своем выборе, но все же находит человека, который подходит ей.
И хотя у каждой женщины своя жизнь, свои переживания, их объединяет любовь и желание быть счастливыми.
Как Тургенев, так и Гончаров отражают в своих произведениях не просто разные типы женщин – они берут как бы крайности, рассматривая явление с разных сторон. Но кроме того необходимо заметить, что все их женщины – характерные представительницы своего времени, и каждая из них есть характер, который мог сформироваться именно в то время. Не зря же до сих пор существует понятие “тургеневская девушка”.
Женские образы в романах Тургенева “Отцы и дети” и Гончарова “Обломов”