Писательская судьба Ивана Алексеевича Бунина – судьба удивительная. При жизни он не был столь славен, как Горький, о нем не спорили, как о Л. Андрееве, не вызывал он столь разноречивых – где шумно-восторженных, а где безоговорочно осуждающих – оценок, как символисты. В литературных и читательских кругах с необычным единодушием он был признан Мастером. Вторая мировая война застала Бунина в Париже. Бедность, равнодушие издательств тягостно переносились Иваном Алексеевичем.
Вот как он сам говорит об этом: “Живу, конечно, очень и очень
Любовь здесь изображается как самое прекрасное, самое высокое чувство. В каждом из рассказов показан момент высочайшего торжества любви. Все рассказы в сборнике сближает мотив воспоминаний о молодости и родине.
Все они вымышлены, что не раз подчеркивал сам автор. Однако они все, в том числе ретроспективная их форма, вызваны состоянием души автора. “Какое удивительное время – молодость! Жизнь уходит быстро, и мы начинаем ценить ее лишь тогда, когда все осталось позади”, – утверждает И. А. Бунин. Подобные моменты возвращения к самому яркому, сильному переживанию и воспроизведены в цикле. Бунин пишет о незабвенном, что оставило глубокий след в человеческой душе.
Нередко запечатлен самый момент воспоминания, грустного прикосновения к давно отшумевглей радости. Ее дает любовь, а сохраняет на всю жизнь особенная, чувственная память, заставляющая с годами по-иному воспринимать многое из того, что “осталось позади”. Однако убеждение Бунина в чистоте, незамутненности, здоровой естественности любви осталось неизменным. Правда, порой в бунинском изображении любви преобладал “земной”, чувственный характер, но это никогда не случалось за счет снижения главной, духовной значимости любви. Только в таком своем качестве она составляет самые лучшие мгновения жизни. “Любовь – высший судья в человеческих отношениях”, – утверждает Бунин.
О книге “Темные аллеи” автор написал в апреле 1947 г.: “Она говорит о трагичном и о многом нежном и прекрасном, – думаю, что это самое лучшее и самое прекрасное, что я написал в жизни”. У Бунина надо учиться, как проникновенно, на самой высокой эмоциональной волне выражать самое необыкновенное и прекрасное чувство человека. Бунин не интригует сложным сюжетом, он пробуждает чувства лирическим монологом, исповедью.
То, о чем он тоскует, давно стало историей, а то, как он умеет выразить чувство, – это наше нетленное духовное богатство. Эта грань духовного – незыблемость и вечность России.
Женские образы в рассказах И. А. Бунина. Тема любви в рассказе И. А. Бунина “Темные аллеи”