Появление “Одного дня Ивана Денисовича” вызвало настоящее потрясение: все газеты и журналы откликнулись на публикацию произведения Солженицына. Критика и большинство читателей восприняли повесть как удар по соцреализму, господствующему в советской литературе. Сам Солженицын расценивал принципы метода социалистического реализма в советской литературе как способ ухода от того, что писатель называет “главной правдой”, имея в виду правду о тоталитарном режиме.
В современном литературоведении в определении жанра рассматриваемого произведения сложилась некая двойственность: в одних публикациях оно определяется как повесть, в других – как рассказ.
Произведение Солженицына привлекло внимание не только своей неожиданной темой, новизной материала, но и своим художественным совершенством. “Вам удалось найти исключительно сильную форму, – писал Солженицыну Шаламов. “Избрана малая форма – в этом опытный художник”, – заметил Твардовский. Действительно, в раннюю пору своей литературной деятельности писатель отдавал предпочтение жанру рассказа. Он придерживался своего понимания природы рассказа и принципы работы над ним. “В малой форме, – писал он, – можно очень много поместить, и это для художника большое наслаждение – работать над малой формой.
Потому что в маленькой форме можно оттачивать грани с большим наслаждением для себя”. И “Один день Ивана Денисовича” Солженицын относил к жанру рассказа: “Иван Денисович” – конечно, рассказ, хотя и большой, нагруженный”. Жанровое обозначение “повесть” появилось по предложению Твардовского, который хотел придать рассказу “больше весу”.