Достоевский вошел в историю русской и мировой литературы прежде всего как автор замечательных романов, ставших выдающимся явлением в истории этого жанра. Романы писателя отличались исключительно глубоким проникновением в душу человека, постижением социальной природы общества. Для его произведений характерны стремительность развития действия, необычность происшествий. Композиционным центром романов часто выступало какое-либо катастрофическое событие, нередко уголовное преступление.
Жанр романа насыщался драматическими элементами, превращающими его в своеобразный “роман-трагедию”.
В романах Тургенева, Гончарова, Л. Толстого сюжетное время может длиться месяцами, даже годами. У Достоевского же оно продолжается зачастую всего несколько дней.
Это вполне объясняется его художественными принципами: характеры действующих лиц даны уже сформировавшимися, поэтому писателю и не нужна большая временная дистанция, чтобы показать их постепенную эволюцию.
С точки зрения Гончарова, полноценным объектом художественного изображения могут быть только уже устоявшиеся явления жизни, ясно обозначившиеся типы, конфликты и т. д. У Достоевского, напротив, все внимание уделяется явлениям неустойчивым, смутным, трудным для воспроизведения, потому что они только лишь обозначаются в самой действительности.
Вообще художественный мир Достоевского отличается не эпическим спокойствием, цельностью, устойчивостью, а хаотической разорванностью, отсутствием твердых основ, прочных жизненных связей. Отсюда преимущественное внимание к кризисным явлениям в жизни общества, в судьбах людей. Его романы строятся на изображении постоянных конфликтов, происходящих в мире, расколотом не только экономически, но и идеологически.
Конфликты, споры, полемика отражаются и во внутреннем мире героев, стремящихся найти свое место в жизни, найти свои ответы на вечные вопросы.