Ты хочешь знать, что делал я
На воле?.. Жил.
М. Ю. Лермонтов
Лермонтовское время, то есть 30-е годы XIX века, называют “тихим житьем”, “смирным временем”. Покорность и смирение снаружи и глухая удушливая неподвижность изнутри являлись страшными признаками эпохи. Правительство, напуганное выступлением декабристов, жестоко преследовало даже легкий намек на инакомыслие, слова “свобода” и “вольность” стали крамольными.
Общество, из которого были вытравлены героический дух и вера в высокие идеалы свободы, скованное
Его любимый герой – это гордая и смелая, мятежная и протестующая личность, которая стремится к борьбе, к действию. Изображение такой личности является основной темой его поэмы “Мцыри”.
“Мцыри” – поэма с одним героем. Исповедь Мцыри – главная часть поэмы, в которой раскрывается духовный мир героя. Это юноша гордый, дикий, с “могучим духом его отцов”.
Он пуглив и бесстрашен, хрупок и болезнен, как “в тюрьме воспитанный цветок”. С детских лет он живет в монастыре, но помнит свой аул. Им владеет “одной лишь думы власть” – вернуться в тот мир “тревог и битв”, “где люди вольны, как орлы”.
Мцыри полон непреклонной воли к тому, чтобы найти свою потерянную родину. Его ничто не остановит: ни стихия, ни голод, ни встреча с диким зверем. Мцыри мечтает о свободе, о воле.
Только дни, проведенные за стенами монастыря, он считает настоящей жизнью. Юноша полон презрения к опасности и проявляет мужество, когда встречает могучего барса – его “сердце вдруг зажглося жаждою борьбы”. Он говорит о себе с гордостью:
… я уверен в том, Что быть бы мог в краю отцов Не из последних удальцов.
Мцыри бежит навстречу неизвестности, в бурю, с которой “обняться был бы рад”, потому что буря – это свобода, которая звала его вперед. Он “кричал и плакал, как дитя” от счастья, не было в его душе страха – только восторг.
Природа в понимании Мцыри – это воплощение воли, неисчерпаемой силы и красоты – всего, чего не было в “сумрачных стенах” монастыря, “в душных кельях” монахов и к чему так сильно и пламенно рвалась душа свободолюбивого юноши. Тихое утро после грозы поражает Мцыри мирной красотой. Картина, открывшаяся перед ним, захватывает его, зовет к слиянию с природой:
…снова я к земле припал И снова вслушиваться стал К волшебным, странным голосам; Они шептались по кустам, Как будто речь свою вели О тайнах неба и земли.
Ярко раскрывает характер непокорного Мцыри метафора “пламень”. Этот пламень жил в его груди с юных лет. Он дает себе клятву: свою “пылающую грудь прижать с тоской к груди родной”. При встрече с барсом сердце юноши “зажглось жаждою борьбы”.
Общение с природой помогает Мцыри, облегчает его гнетущее чувство тоски по родине. Рассказывая о своем душевном состоянии, он прибегает к сравнениям: деревья шумят “свежею толпой, как братья в пляске круговой”; сам он, “как брат, обняться с бурей был бы рад”. Кажется, что ему понятен язык потока, который “шумел, и шум его глухой сердитых сотне голосов подобился”.
Мцыри потерпел неудачу, он не смог достичь своей цели – найти родину, своих родных. “На мне печать свою тюрьма оставила”, – так он объясняет причину своей неудачи. Но дух его не сломлен. С тоской прощается он с жизнью, но последние мысли юноши о родине, он просит похоронить его в том месте сада, откуда виден Кавказ: “Быть может, он с своих высот привет прощальный мне пришлет”.
Однако трагически бесплодные результаты борьбы, которую ведет Мцыри, и ожидающая его гибель не лишают поэму жизнеутверждающего героического смысла. Мцыри ни на минуту не отступает от своей мечты увидеть родину, борется, пока может бороться, и перед смертью продолжает думать о своей родине. Он умирает, потому что не может смириться с жизнью в монастыре.
Современниками М. Ю. Лермонтова образ Мцыри воспринимался как призыв к свободе. Образ томящегося в неволе юноши, оставаясь реальным, являлся символом современного Лермонтову человека, переживающего ту же драму, что и герой поэмы в своем заточении. Монастырь, ставший для Мцыри “тюрьмой” и “пленом”, осмысливается как символ общества, в котором отсутствует свобода.
В образе родной стороны, который неотступно преследует Мцыри, заключается не только мысли пленного юноши о его родине, но и представление об идеале – о прекрасной, гармонической и пока еще недоступной людям жизни.
“Я знал одной лишь думы власть…”