Лермонтов, как и Пушкин, входит в нашу жизнь с детства и сопровождает нас на всех жизненных дорогах. Многим из нас он помогает найти ответы на вопросы, которые волновали и мучили его, как и нас.
Лермонтов рано осознал себя “избранником”, человеком загадочной и трагической судьбы:
В уме своем я создал мир иной
И образов иных существованье.
Природа наградила его гениальным даром, это было ясно всем, кто с ним общался, и ему самому. Юноша Лермонтов верил, что героические личности способны разрешить коренные вопросы нравственного
Нравственный идеал Лермонтова – гармоничный и совершенный мир, где земное слитно с небесным, духовное с природным, где все полно отрады, красоты, воли:
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит:
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
Лермонтов был тем человеком, который понимал, о чем говорят друг с другом звезды, о чем шелестит “вечно зеленея темный дуб”, ему пел неземной “сладкий голос”. Чувство единения с природой, понимание природы приносят поэту минуты высочайшей радости и наслаждения. Ему близка и понятна природа средней полосы России и Кавказа, он был очарован Таманью и Пятигорском.
Читая лермонтовские описания природы, мы видим торжество его гения, о котором так мечтал поэт.
Поэт жаждал света, простоты и сердечности, но в современном ему обществе его всюду подстерегали обман, клевета, порок:
Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.
К чему глубокие познанья, жажда славы.
Талант и пылкая любовь свободы,
Когда мы их употребить не можем?
В этом мире в ответ на откровение души поэта его возлюбленная
… покачала головой,
Сказав, что разум болен мой,
Желаньем вздорным ослепленный.
В этом мире нищему, пользуясь его слепотой,
… кто-то камень положил
В его протянутую руку.
Между поэтом и действительностью, которая уничтожала и унижала самые возвышенные чувства, сложились враждебные отношения. Существующий порядок с его моральными нормами отрицал достоинство личности. Следовательно, нравственной обязанностью поэта, отстаивающего права и свободу, стало полное и бескомпромиссное неприятие враждебного общества.
Так возник гордый романтический образ лирики Лермонтова.
Нет, я не Байрон, я другой, Еще неведомый избранник, Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой.
Поэт понимает, что его противостояние с обществом не может разрешиться мирно:
Я знал: удар судьбы меня не обойдет; Я знал, что голова, любимая тобою, С твоей груди на плаху перейдет.
Мечты юного Лермонтова о гражданском деянии, о славе, желание испытать судьбу:
Я рожден, чтоб целый мир был зритель
Торжества иль гибели моей…
Я грудью шел вперед, я жертвовал собой…
роднят его с поэтами-декабристами, с Байроном, с их гордыми и мятежными героями. Однако эти мечты оказываются неисполненными: никто не требует от поэта отваги, самоотдачи.
Герой лирики Лермонтова противостоит не только обществу, где правят:
… надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов…
но часто самому мирозданию и его творцу. Что же любит поэт? Что приносит утешение его измученной душе?
… я родину люблю,
И больше многих: средь ее полей
Есть место, где я горесть начал знать;
Есть место, где я буду отдыхать,
Когда мой прах, смешавшийся с землей,
Навеки прежний вид оставит свой.
Несмотря на горький жизненный опыт, поэт мечтает о счастье, радости, но не надеется их достичь. Теперь его мечты о том,
Чтоб всю ночь, весь день, мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел.
“Я рожден, чтоб целый мир был зритель торжества иль гибели моей”